Портал правовой информации

легализация недвижимого имущества

Категория: Жилищные вопросы

Описание

Недвижимость: порядок легализации самовольной постройки - скачать бесплатно

Недвижимость: порядок легализации самовольной постройки

Большой интерес для изучения и практического применения в гражданском праве Российской Федерации представляют гражданско-правовые институты, правовое регулирование которых находится на границе нескольких отраслей права. Так, например, самовольная постройка регулируется нормами гражданского, административного и земельного права.

В п. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Это положение находится в системной связи с п. 2 ст. 36 Конституции, где говорится о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Согласно ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка. Другие владельцы земельного участка, например, арендаторы, обладают правом осуществлять его застройку на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Между тем в повседневной жизни возникают ситуации, когда в силу сложившихся обстоятельств объект недвижимости строится на чужой земле или реконструкция недвижимости производится арендатором без согласования с собственником недвижимого имущества. После возведения неразрешенной постройки вокруг объекта недвижимости возникает своеобразный правовой вакуум, неопределенность, которую необходимо разрешить с учетом как интересов собственника недвижимого имущества, так и лица, осуществившего эту постройку (реконструкцию).

Под самовольной постройкой согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ понимается жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Полнота приведенной в ГК РФ формулировки в той или иной форме в последующем была использована в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации. Так, в п. 9 ст. 61 Закона г. Москвы от 03.03.2004 № 13 «Об основах градостроительства в городе Москве» указано: градостроительный объект или часть градостроительного объекта, созданные или измененные без получения разрешения на строительство, реконструкцию или после истечения, прекращения срока действия разрешения на строительство, реконструкцию, а также созданные или измененные с нарушением требований акта разрешенного использования, обязательных положений утвержденной проектной документации и (или) с нарушением градостроительных, строительных, санитарных норм, являются самовольной постройкой и подлежат сносу или изменениям, которые полностью устраняют указанные выше нарушения.

Необходимо отметить, что ст. 222 ГК РФ кроме подробного определения самовольной постройки содержит ряд условий, при которых вышеуказанный объект обретает устойчивое правовое положение. При этом следует иметь в виду, что структурно ст. 222 ГК РФ содержится в гл. 14 ГК РФ «Приобретение права собственности», поскольку признание права собственности в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, при определенных условиях может являться основанием приобретения права собственности на объект самовольного строительства.

В ст. 218 ГК РФ проводится различие между способами приобретения права собственности, поскольку в соответствии с п. 1 данной статьи право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Таким образом, первоначальными способами приобретения права собственности являются все способы, приведенные в ст.ст. 220 - 222 ГК РФ. Статья 222 ГК РФ фактически предусматривает исковой порядок признания права собственности на самовольную постройку (именно признания права, а не установления факта владения недвижимым имуществом на праве собственности, хотя спора о праве в классическом виде в таких ситуациях может и не быть, т.е. притязания истца никто не оспаривает и на данный объект недвижимости никто не претендует).

Определение самовольной постройки в судебной практике в целом соответствует действующему законодательству (Постановления ФАС Московского округа от 17.03.2004 № КГ-А40/1577-04 и от 27.08.2003 № КГ-А40/216-03).

Субъектом, осуществившим самовольную постройку, может быть любое физическое или юридическое лицо, которое нарушило установленные для данной постройки требования и нормативы, в частности, использовало земельный участок, не отведенный для этой цели, не имеет соответствующего разрешения или существенно нарушило градостроительные и строительные нормы и правила. Причем определение недвижимого имущества, содержащееся в ст. 130 ГК РФ, не является исчерпывающим, и самовольной постройкой может быть признана недвижимость, прямо не поименованная в этой статье.

Для того чтобы стать объектом отношений, регулируемых ст. 222 ГК РФ, постройка должна быть самовольной, т.е. отвечать как минимум одному из следующих признаков:

- постройка должна быть создана на земельном участке, не отведенном для этих целей. Причем отвод участка для целей строительства должен быть совершен в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, не конкретизируя соответствующие источники права, что допускает некоторую свободу в определении указанных документов;

- постройка должна быть самовольной, т.е. быть созданной без получения на это необходимых разрешений.

Здесь можно предположить, что поскольку ГК РФ именует эти разрешения «необходимыми», необходимым является разрешение лица, имеющего право частной собственности на земельный участок, так как в ином случае оно имеет право истребовать соответствующую часть своего участка из чужого незаконного владения.

Указание на состав необходимых документов содержится в Федеральном законе от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 169-ФЗ), который определяет акты, служащие основанием для строительства. Два из них именуются разрешениями, а еще два носят другие названия, но также должны быть отнесены к «необходимым разрешениям», о которых говорится в ст. 222 ГК РФ:

1. Разрешение собственника земельного участка, поскольку п. 2 ст. 3 Закона № 169-ФЗ установлено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка, которое должно быть выдано в письменной форме.

2. Разрешение, выдаваемое органом архитектуры градостроительства (п. 5 ст. 3 Закона № 169-ФЗ). Это разрешение также следует отнести к числу «необходимых» в смысле ст. 222 ГК РФ, поскольку такое разрешение не требуется в весьма ограниченном числе случаев, а именно если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного поселения и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять перечень объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство. Разрешение на строительство выдается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Архитектурно-планировочное задание (п. 3 ст. 3 Закона № 169-ФЗ). Под ним подразумевается комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные как законодательством Российской Федерации, так и законодательством ее субъектов. Архитектурно-планировочное задание выдается органом архитектуры и градостроительства. Оно должно соответствовать требованиям, установленным Градостроительным кодексом РФ. В частности, все участники градостроительной деятельности на территории Российской Федерации должны соблюдать государственные нормативы и правила.

К такой документации относятся, например, генеральные планы городов, других поселений, а также генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления.

Основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания являются документы, удостоверяющие право собственности заявителя на земельный участок, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке, а если участок находится в собственности субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то решение соответственно органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (п. 3 ст. 3 Закона № 169-ФЗ).

4. Архитектурный проект. Под ним подразумевается архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов (ст. 2 Закона № 169-ФЗ). Архитектурный проект должен соответствовать требованиям архитектурно-планировочного задания. Он является обязательным для всех участников его реализации со дня получения на его основе разрешения на строительство. За его реализацией осуществляется контроль, в частности, инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора, а также соответствующими органами архитектуры и градостроительства.

Самовольная постройка по действующему законодательству не отнесена к объектам гражданских прав, т.е. вовлечение ее в имущественный оборот недопустимо.

Сделки, направленные на продажу, дарение, сдачу в аренду или иное распоряжение самовольной постройкой, недействительны как противозаконные. На самовольно возведенное строение, расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке, не распространяется приобретательная давность (Определение № 11-Г03-14 - п. 4 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2003 г., утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 09.07.2003).

Поскольку самовольно возведенная постройка возникла по причине нарушения установленных законом правил и норм, совершение с ней любых сделок запрещается согласно п. 2 ст. 222 ГК РФ. В противном случае проведенная сделка на основании ст.ст. 168 и 169 ГК РФ будет недействительна.

Данная правовая позиция была подтверждена Определением Конституционного Суда РФ от 25.03.2004 № 85-О, в котором было подчеркнуто, что закрепленные в ст.ст. 35 и 40 Конституции РФ гарантии права собственности и права на жилище предоставляются лишь в отношении того имущества, которое принадлежит соответствующему субъекту па законных основаниях. Поскольку ст. 222 ГК РФ при определенных законом условиях не признает за лицом, осуществившим самовольную постройку, права собственности, то нельзя считать, что положениями этой статьи, обязывающей граждан не совершать неправомерных действий, - вне зависимости от степени ее конкретизации - было нарушено конституционное право частной собственности, а также право заявителя на жилище.

Негативные правовые последствия возведения самовольного строения выражаются в следующем.

По сути, самовольное строение в силу императивного указания закона изъято из гражданского оборота и не подлежит государственной регистрации, в том числе и как объект незавершенного строительства.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных в законе. По мнению К.И. Скловского, предусмотренный законом снос постройки может рассматриваться как частноправовая санкция*

*Скловский К.И. Применение гражданского законодательства о собственности и владении. Практические вопросы. М., 2004. С. 138.

В виде гражданско-правовой санкции самовольная постройка подлежит сносу осуществившим се лицом либо за его счет, кроме случаев, указанных п. 3 ст. 222 ГК РФ, т.е. когда право собственности на незаконную (самовольную) постройку признано судом.

Подобные нормы также имелись и в ранее действовавшем российском законодательстве. Так, согласно Постановлению СНК РСФСР от 22.05.1940 № 390 «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, районных, курортных и дачных поселках» (в ред. от 23.07.1993)** самовольные застройщики обязаны немедленно по получении соответствующего требования местного исполнительного органа прекратить строительство и в течение месячного срока своими силами и за свой счет снести все возведенные ими строения или части строений и привести в порядок земельный участок.

**Применяется в части, не противоречащей ст.222 ГК РФ.

В случае невыполнения самовольным застройщиком требования органа власти о прекращении строительства и о сносе строений исполнительный комитет давал распоряжение отделу коммунального хозяйства о сносе самовольно возведенного строения или части строения.

Правовая ответственность за самовольную постройку дома была предусмотрена и ст. 109 Гражданского кодекса РСФСР (с 1 января 1995 г. разд. II «Право собственности» утратил силу), согласно которой по решению суда у гражданина могли быть безвозмездно изъяты и зачислены в фонд местного Совета народных депутатов жилой дом (дача) или часть дома (дачи), если они построены без установленного разрешения или без надлежаще утвержденного проекта либо с существенными отступлениями от проекта или с грубым нарушением основных строительных норм и правил.

Аналогичное по своей сути положение имеется и в отраслевом законодательстве.

При сносе самовольно построенного объекта недвижимости виновная сторона должна на основании ст. 76 Земельного кодекса РФ возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ею земельных правонарушений, и привести земельный участок в пригодное для использования состояние за свой счет.

Пунктом 3 ст. 25 Закона № 169-ФЗ установлено, что лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.

Административная ответственность за нарушения в сфере строительства установлена гл. 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в частности, ст. 9.5 «Нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию»).

В принципе, возникновение права собственности на самовольную постройку возможно лишь при соблюдении ряда условий:

- не нарушаются законные интересы и права других лиц;

- не создается угроза жизни и здоровью граждан;

- лицо, осуществившее самовольную постройку, должным образом получило права на соответствующий земельный участок.

Как следует из ст. 222 ГК РФ, для регистрации права собственности на объект недвижимости необходимо наличие оформленных должным образом землеотвода (права аренды на земельный участок) и разрешения на строительство, а также соблюдение при строительстве строительных норм и правил.

Вместе с тем п. 3 ст. 222 ГК РФ допускает возможность признания права собственности на самовольную постройку в судебном порядке, что позволяет исключить необоснованный снос (разборку) постройки, отвечающей установленным требованиям.

При этом различают два случая признания права собственности на самовольную постройку судом:

а) за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку;

б) за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, т.е. за титульным землевладельцем, который обязан возместить лицу, осуществившему постройку, расходы на ее возведение в размере, определенном судом.

В обоих случаях право собственности на самовольную постройку может быть признано судом лишь при условии, если ее сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозы жизни и здоровью людей.

При рассмотрении дел указанной категории заинтересованное лицо должно доказать в суде такие факты, как:

- право на земельный участок, на котором ведется новое строительство, либо разрешение собственника этого участка или собственника существующего строения на строительство (реконструкцию);

- соблюдение целевого назначения земельного участка;

- наличие утвержденной в установленном порядке проектной и разрешительной документации, являющейся основанием для выдачи разрешения на строительство;

- соблюдение градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических противопожарных и иных правил, нормативов; соблюдение прав и законных интересов собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов сопредельных земельных участков и иных объектов недвижимости. Таким образом, заинтересованному лицу для государственной регистрации права предоставляются следующие документы:

1. Документ, подтверждающий отвод земельного участка под строительство объекта (как правило, постановление главы муниципального образования о выделении земельного участка под строительство) и (или) план земельного участка, выделенного под строительство, удостоверенный соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, или план земельного участка, принадлежащий заказчику (застройщику) на праве собственности или ином вещном праве.

2. Разрешение соответствующих органов исполнительной власти на осуществление строительства на конкретном земельном участке.

3. Описание объекта незавершенного строительства.

4. Проектно-техническая документация.

5. Документы, подтверждающие отсутствие прав третьих лиц на объект незавершенного строительства (инвестора, подрядчика и т.д.).

В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя, приобретается этим лицом. Таким образом, заинтересованному лицу при рассмотрении дела в суде необходимо дополнительно представить доказательства (документы) того, что в создании объекта не участвовали другие лица, имеющие целью строительство объекта для себя и соответственно приобретающие на объект право собственности. Этими документами могут быть сметы, платежные и прочие документы. Невозможность доказать это обстоятельство в суде вероятнее всего приведет к отказу в признании права собственности на самовольно построенную недвижимость (Постановление ФАС Московского округа от 04.02.2004 № КГ-А41/10561-030).

В применении норм законодательства относительно самовольной постройки есть определенные коллизии, связанные, например, с земельным законодательством.

Самовольная постройка по действующему законодательству не отнесена к объектам гражданских прав, т.е. вовлечение ее в имущественный оборот недопустимо. В соответствии со ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу (лицам) оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой указанными объектами и необходимой для его использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Однако при получении разрешения от собственника (например, муниципального образования) в форме заключения договора аренды на длительный срок можно увидеть, что право собственности на земельный участок под самовольным строением не переходит к лицу, осуществившему самовольное строительство. Таким образом, при буквальном толковании ст.35 Земельного кодекса РФ может создаться впечатление, что возведение самовольного строения на земле, занятой собственником, неизбежно приведет к тому, что лицо, которое воздвигло самовольную постройку, получит право собственности на часть земельного участка.

Определенные проблемы в правоприменении связаны и с вопросом, может ли иск о сносе самовольной постройки заявить не собственник, а арендатор земельного участка?

Одни полагают, что пределы имущественных интересов арендатора в отношении арендуемого земельного участка ограничены условиями соответствующего договора с собственником. Самовольным строительством, прежде всего, нарушены права собственника, поэтому именно он вправе требовать сноса самовольной постройки.

Другие считают арендатора законным владельцем земельного участка, который вправе воспользоваться таким способом защиты, как негаторный иск, и заявить иск о сносе самовольно возведенной постройки на арендуемом им земельном участке (ст.ст. 304 - 305 ГК РФ).

Представляется, что эти точки зрения не исключают друг друга. Скорее всего, предъявить подобный иск вправе и собственник, и арендатор земельного участка.

Известно также, что в судебной практике возникли вопросы о том, как следует понимать положение закона о необходимости выяснения того, будет ли земельный участок выделен в установленном порядке и на какой стадии процесса суд должен сделать это.

В законе порядок разрешения вопроса о выделении лицу, осуществившему самовольную постройку, земельного участка под этой постройкой не регламентирован.

Пленум Верховного Суда РФ и Пленум ВАС РФ в Постановлении от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» рекомендовали судам при рассмотрении дел о признании права собственности на жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, иметь в виду, что такое требование в силу п. 3 ст. 222 ГК РФ может быть удовлетворено лишь при предоставлении истцу земельного участка, на котором возведена самовольная постройка.

Учитывая это, в целях обеспечения правильного и наиболее быстрого рассмотрения дела при принятии искового заявления и в стадии подготовки дела к судебному разбирательству судье при определении круга доказательств, необходимых для разрешения возникшего спора, следует предложить истцу представить и доказательства, свидетельствующие о предоставлении ему в установленном порядке земельного участка, на котором расположена самовольная постройка.

Определенные разночтения возникают и при попытке понять, кто может принять решение о признании постройки самовольной.

Гак, согласно п. 9 ст. 61 Закона г. Москвы « Об основах градостроительства в городе Москве» (см. с. 48) градостроительный объект признается самовольной постройкой Правительством Москвы или судом на основании заключений органов государственной экспертизы, органов государственного надзора. Ряд аналогичных нормативных актов был принят в Московской области.

Вместе с тем в Постановлении ФАС Московского округа от 11.06.2002 № КГ-А41/3625-02 говорилось о том, что отдельные положения Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» не предусматривают право местной администрации признавать постройку самовольной. Исходя из смысла ст. 222 ГК РФ, постройка может быть признана самовольной лишь в судебном порядке.

Это спорное положение особенно актуально в свете того, что в Российской Федерации не закончилось разграничение прав государственной собственности на землю, как это предусматривается одноименным Федеральным законом от 17.07.2001 № 101-ФЗ

В заключение можно отметить, что институт самовольной постройки, существующий в гражданском праве России, в настоящее время достаточно разработан и хочется надеяться на то, что имеющиеся при его применении вопросы в ближайшее время будут разрешены судебной практикой.

И.Л. Ивачев, Ведущий юрист аудиторско-консалтинговой группы «АРН И»

Источник:

gosthelp.ru

Другие статьи

Статья 57

Конституция Республики Казахстан от 30. 08. 1995 года статья Статья 57. Регистрация кооператива и принадлежащей ему недвижимости

1. Жилищные и жилищно - строительные кооперативы должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для регистрации юридических лиц.

2. С момента регистрации кооператив приобретает права юридического лица.

3. Принадлежащее кооперативу на праве собственности недвижимое имущество, в том числе жилой дом, должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации недвижимости.

При этом регистрируется каждая квартира (жилое помещение) и нежилое помещение в жилом доме, предоставляемые в пользование каждому члену кооператива.

Закон Республики Казахстан

Об амнистии в связи с легализацией имущества

от 5 июля 2006 года N 157

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с проведением государством исключительно разовой акции по легализации имущества посредством освобождения граждан и юридических лиц, легализовавших имущество, от ответственности за совершение отдельных преступлений и административных правонарушений, предусмотренной законами Республики Казахстан.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) легализация имущества - процедура признания государством прав на имущество, выведенное из законного экономического оборота в целях сокрытия доходов и (или) не оформленное в соответствии с законодательством Республики Казахстан либо оформленное на ненадлежащее лицо;

2) субъекты легализации имущества (далее - субъекты легализации) - граждане и юридические лица Республики Казахстан, легализующие имущество в порядке, установленном настоящим Законом;

3) комиссия по проведению легализации имущества (далее - комиссия) - комиссия, создаваемая при местных исполнительных органах и состоящая из представителей государственных органов и организаций, уполномоченная на вынесение решения о легализации либо об отказе в легализации недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Казахстан, права на которое не оформлены в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

4) сбор за легализацию имущества - обязательный, невозвратный платеж в бюджет за проведение легализации имущества, установленный настоящим Законом;

5) ненадлежащее лицо - лицо, выступившее собственником имущества, приобретенного на доходы субъекта легализации в целях сокрытия полученных доходов.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на субъектов легализации, легализующих и легализовавших им принадлежащее и полученное до начала срока легализации имущество, находящееся как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами, в том числе оформленное на ненадлежащее лицо, за исключением имущества, указанного в статье 3 настоящего Закона.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на лиц:

в отношении которых возбуждены уголовные дела за совершение преступлений, указанных в статьях 190 - 193, 218, 221, 222 Уголовного кодекса Республики Казахстан;

осужденных за совершение преступлений, указанных в статьях 190 - 193, 218, 221, 222 Уголовного кодекса Республики Казахстан;

привлеченных к административной ответственности за совершение административных правонарушений, указанных в статьях 118, 120, 143, 154, 155 (часть первая), 178, 179, 182, 185, 189, 205 - 209, 237, 239, 253, 357-2 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Статья 3. Имущество, не подлежащее легализации

Не подлежит легализации имущество:

полученное в результате совершения преступлений против личности, мира и безопасности человечества, основ конституционного строя и безопасности государства, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и нравственности, коррупционных и иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управления;

права на которое оспариваются в судебном порядке;

предоставление прав на которое не допускается законами Республики Казахстан;

в том числе деньги, полученные в качестве кредитов.

Статья 4. Срок легализации имущества

1. Срок легализации имущества, в том числе предъявления имущества к легализации, начинается с 3 июля 2006 года и заканчивается 30 декабря 2006 года.

2. Субъекты легализации, легализовавшие имущество в соответствии со статьей 11 настоящего Закона, обязаны в срок до 1 апреля 2007 года оформить на него права в соответствии с законодательствомРеспублики Казахстан.

Государственные органы и организации, уполномоченные на оформление документов на недвижимое имущество, права на которое не оформлены в соответствии с законодательством Республики Казахстан, обязаны выдать соответствующие документы субъекту легализации в срок не позднее двух месяцев со дня его обращения.

Статья 5. Информация о предъявленном к легализации и легализованном имуществе

1. Государственные органы и организации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, должны обеспечить конфиденциальность информации, полученной в процессе проведения легализации имущества.

2. Запрещается проводить процессуальные действия, в том числе по осуществлению уголовного преследования или применению мер административного взыскания, на основании информации, полученной в процессе проведения легализации имущества в соответствии с настоящим Законом.

Статья 6. Сбор за легализацию имущества

1. Плательщиками сбора за легализацию имущества (далее - сбор) являются субъекты легализации.

2. Не являются плательщиками сбора граждане Республики Казахстан, легализующие недвижимое имущество, права на которое не оформлены в соответствии с законодательством Республики Казахстан и не используемое в предпринимательской деятельности, при удовлетворении одного из следующих условий, если:

1) уплатили по состоянию на 1 января 2006 года налог на легализуемое имущество и земельный налог в отношении земельных участков, на которых указанное имущество расположено, и состоят на учете в налоговых органах;

2) не являются плательщиками налога на имущество и земельного налога в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

3. Не являются плательщиками сбора производители сельскохозяйственной продукции по специализированной сельскохозяйственной технике, используемой в производстве собственной сельскохозяйственной продукции.

4. Сбор уплачивается до подачи документов на легализацию имущества в размере десяти процентов от стоимости легализуемого имущества.

Порядок взимания и перечисления сбора в бюджет определяется Правительством Республики Казахстан.

5. Возврат уплаченного сбора не производится, за исключением случаев возврата документов, представленных на легализацию имущества, либо отказа в легализации имущества.

Статья 7. Общие положения по организации и порядку проведения

1. Легализация имущества проводится посредством подачи субъектами легализации в налоговый орган (гражданами - по месту регистрации, юридическими лицами - по месту государственной регистрации), за исключением легализации недвижимого имущества в соответствии со статьей 11 настоящего Закона, следующих документов:

1) заявления на проведение легализации имущества (далее - заявление) в двух экземплярах по форме согласно приложению 1 или 2 к настоящему Закону;

2) подтверждающих уплату сбора;

3) удостоверяющих личность, а представителями юридического лица - также нотариально засвидетельствованных копий устава (положения), свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства налогоплательщика и документов, подтверждающих их полномочия;

4) иных документов, предусмотренных настоящим Законом.

2. Документы, оформленные на иностранном языке, должны быть представлены с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный или русский язык.

3. Субъекты легализации самостоятельно определяют стоимость легализуемого имущества.

4. Субъекты легализации не вправе подавать повторные заявления в течение срока легализации имущества на один и тот же вид имущества, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

5. Документы, представленные на легализацию имущества, подлежат возврату с указанием причин в следующих случаях:

1) представления неполного пакета документов, установленных настоящим Законом;

2) наличия в представленных документах подчисток и исправлений;

3) неправильного исчисления суммы сбора;

4) несоответствия представленных документов требованиям законодательства Республики Казахстан к таким документам.

При устранении причин, послуживших основанием для возврата документов, представленных на легализацию имущества, лицо вправе повторно подать заявление на легализацию имущества в течение установленного настоящим Законом срока легализации имущества.

6. Сведения по легализованному имуществу включаются в реестр легализованного имущества по форме согласно приложению 3 к настоящему Закону.

7. Имущество признается легализованным с момента принятия заявления, за исключением недвижимого имущества, легализуемого в соответствии со статьей 11 настоящего Закона.

Субъекты легализации с момента признания имущества легализованным освобождаются от ответственности за совершение преступлений и административных правонарушений, указанных соответственно в статьях 13 и 14 настоящего Закона, связанных с приобретением, владением и пользованием легализованного имущества.

8. В случае легализации движимого имущества, подлежащего государственной регистрации, уполномоченные органы оформляют документы, необходимые для государственной регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан, на основании заявления.

9. Ответственность за полноту и достоверность представляемых сведений по легализуемому имуществу несут субъекты легализации.

Статья 8. Легализация денег

Субъекты легализации, легализующие деньги, в дополнение к перечню документов, определенному в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона, представляют документы, выданные банком второго уровня либо иностранным банком, подтверждающим наличие предъявленной к легализации суммы денег.

Статья 9. Легализация имущества, находящегося за пределами

территории Республики Казахстан

1. Субъекты легализации, легализующие недвижимое имущество, находящееся за пределами территории Республики Казахстан, а также имущество, подлежащее государственной регистрации в стране его нахождения, в дополнение к перечню документов, определенному в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона, представляют также нотариально засвидетельствованную копию правоустанавливающего документа на имущество.

2. Субъекты легализации, легализующие ценные бумаги, находящиеся за пределами территории Республики Казахстан, в дополнение к перечню документов, определенному в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона, представляют также выписку с лицевого счета в соответствующей системе учета прав по ценным бумагам либо иной документ, подтверждающий право собственности на данные ценные бумаги, установленный законодательством государства, резидентом которого является эмитент ценных бумаг.

Статья 10. Легализация имущества, оформленного на ненадлежащее лицо

1. Субъекты легализации, легализующие имущество, оформленное на ненадлежащее лицо, в дополнение к перечню документов, определенному в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона, представляют следующие документы:

1) нотариально засвидетельствованную копию правоустанавливающего документа на имущество;

2) нотариально удостоверенный договор о безвозмездной передаче имущества ненадлежащим лицом субъекту легализации.

2. Субъекты легализации, легализующие ценные бумаги, оформленные на ненадлежащее лицо, в дополнение к перечню документов, определенному в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона, представляют следующие документы:

1) выписку с лицевого счета в соответствующей системе учета прав по ценным бумагам либо иной документ, подтверждающий право собственности на данные ценные бумаги, установленный законодательством государства, резидентом которого является эмитент ценных бумаг;

2) нотариально удостоверенный договор о безвозмездной передаче ценных бумаг ненадлежащим лицом субъекту легализации.

Статья 11. Легализация недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Казахстан, права на которое не оформлены в соответствии с законодательством Республики Казахстан

1. Субъекты легализации, легализующие недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Казахстан, права на которое не оформлены в соответствии с законодательством Республики Казахстан, представляют в местный исполнительный орган по местонахождению имущества следующие документы:

1) заявление в двух экземплярах по форме согласно приложению 1 или 2 к настоящему Закону;

2) удостоверяющие личность, а представители юридического лица - также нотариально засвидетельствованные копии устава (положения), свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства налогоплательщика и документы, подтверждающие их полномочия.

2. Заявление на легализацию недвижимого имущества рассматривается комиссией.

Заявление о легализации недвижимого имущества, поданное в течение срока легализации, должно быть рассмотрено в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления в соответствующий местный исполнительный орган.

3. Отказ в легализации недвижимого имущества осуществляется при несоблюдении требований, предусмотренных статьями 2 и 3 настоящего Закона.

4. При соблюдении требований, установленных настоящим Законом, комиссия:

выносит решение о легализации недвижимого имущества;

выдает субъектам легализации решение о легализации недвижимого имущества;

включает сведения в реестр легализованного имущества по форме согласно приложению 3 к настоящему Закону.

5. Недвижимое имущество признается легализованным с момента вынесения комиссией решения о легализации недвижимого имущества.

Субъекты легализации с момента признания недвижимого имущества легализованным освобождаются от ответственности за совершение преступлений и административных правонарушений, указанных соответственно в статьях 13 и 14 настоящего Закона, связанных с приобретением, владением и пользованием легализованного недвижимого имущества.

Информация о легализованном недвижимом имуществе предоставляется в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Субъекты легализации, легализовавшие недвижимое имущество, вправе распоряжаться указанным имуществом с момента государственной регистрации.

6. Правила проведения легализации недвижимого имущества, типовое положение о комиссии определяются Правительством Республики Казахстан.

Статья 12. Особенности приемки в эксплуатацию объектов недвижимого имущества и оформления прав на земельные участки, легализованные в соответствии с настоящим Законом

Особый порядок организации и проведения приемки в эксплуатацию объектов недвижимого имущества, а также оформления прав на земельные участки, легализованные в соответствии с настоящим Законом, определяется Правительством Республики Казахстан.

Статья 13. Освобождение субъектов легализации от уголовной ответственности

Субъекты легализации, легализовавшие имущество, освобождаются от уголовной ответственности за совершение преступлений, указанных в статьях 190 - 192, 193 (часть первая; пункты а) и б) части второй; пункты б) и в) части третьей, за исключением случаев, когда деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи совершено преступным сообществом (преступной организацией), 218, 221, 222 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Статья 14. Освобождение субъектов легализации от административной ответственности

Субъекты легализации, легализовавшие имущество, освобождаются от административной ответственности за совершение административных правонарушений, указанных в статьях 118, 120, 143, 154, 155 (часть первая), 178, 179, 182, 185, 189, 205 - 209, 237, 239, 253, 357-2 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об амнистии в связи с легализацией имущества

Нарушение законодательства Республики Казахстан об амнистии в связи с легализацией имущества влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 16. Порядок введения в действие и прекращение действия настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования и прекращает свое действие 1 апреля 2007 года.

к Закону Республики Казахстан

от 5 июля 2006 года N 157-III

(орган, куда подается заявление)

на проведение легализации имущества для физического лица

(заполняется в двух экземплярах)

Место жительства _____________________________________________

Документ, удостоверяющий личность: вид _______, серия ________

N _____________________ выдан ________________________________

дата выдачи __________________________________________________

К заявлению прилагаю следующие документы (наименование, серия, номер, когда и кем выдан):

дата (подпись заявителя) (Ф.И.О. заявителя)

(Ф.И.О. и подпись специалиста, принявшего заявление)

Источник:

refdb.ru