Портал правовой информации

изъятие земельного участка для государственных нужд рб

Категория: Земельные вопросы

Описание

Изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд в Республике Беларусь

Изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд в Республике Беларусь Реферат на тему Изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд в Республике Беларусь

Разместил (а): prezident12

  • Изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд 16 кб.
  • Права и обязанности землепользователей землевладельцев и собственников земельных участков 12 кб.
  • Права и обязанности землепользователей землевладельцев и собственн 13 кб.
  • Правовое регулирование аренды земельных участков в Республике Беларусь 26 кб.
  • Правила предоставления и изъятия земельных участков 21 кб.
  • Аренда земли 13 кб.
  • Земельные участки в республике Беларусь 47 кб.

ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ НУЖД В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В зависимости от того, из каких земель производится изъятие земельных участков у землепользователей, землевладельцев и арендаторов, а также с учетом того, для чьих нужд изымаются земельные участки, изъятие производится на основании решений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Принудительное изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд у собственников земельных участков осуществляется по решению суда.

В силу ст. 271 ГК Республики Беларусь земельный участок может быть изъят у собственника (владельца, пользователя) в случаях и порядке, предусмотренных земельным законодательством.

Изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд - одно из специальных и исключительных основании прекращения прав на земельные участки.

Хотя законодатель и не перечисляет всех возможных случаев, при которых допускается изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд, он одновременно устанавливает возможность обжалования любого решения о таком изъятии. Кроме того, установлена недопустимость изъятия особо ценных земель, а также названы условия, при которых допускается изъятие отдельных земельных участков.

Так, не допускается изъятие:

сельскохозяйственных земель, расположенных на дерновых и дерново-карбонатных почвах, для несельскохозяйственных нужд,

земельных участков заповедников, национальных, дендрологических и мемориальных парков, ботанических садов и памятников природы, лесных генетических резерватов для строительства объектов, не связанных с их целевым назначением.

Допускается лишь в случаях особой необходимости изъятие:

иных сельскохозяйственных земель, кроме перечисленных выше,

земель пригородных и зеленых зон, опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений,

лесов первой группы,

земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Требуется решение Президента Республики Беларусь или по его поручению - Совета Министров Республики Беларусь для изъятия:

сельскохозяйственных земель с кадастровой оценкой выше 40 баллов,

земель опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для несельскохозяйственных нужд,

земель заказников республиканского значения,

земель лесов с особым режимом лесопользования (лесопарки, городские леса, лесопарковые части зеленых зон, противоэрозионные леса) для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства.

Только в отдельных случаях, когда изъятие данных земель производится для предоставления их в последующем во временное краткосрочное пользование для строительства линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушительных и оросительных каналов и других линейных сооружений, такое решение вправе принять областной исполнительный и распорядительный орган.

Важная гарантия недопустимости произвольного изъятия земель установлена ст. 41 Кодекса о земле. Юридические и физические лица, заинтересованные в изъятии земельных участков, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, местными исполнительными и распорядительными органами, а также с другими специально уполномоченными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель и лесов, место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода. При этом учитываются условия отвода земель и обеспечение комплексного развития территории. Причем финансирование проектных работ до такого предварительного согласования не допускается.

Землепользователи, землевладельцы или собственники земельного участка, изымаемого для государственных и общественных нужд, вправе обжаловать в суд решение сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного, областного исполнительного и распорядительного органа об изъятии у них земельного участка.

Обжалование решения сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного, областного исполнительного и распорядительного органа приостанавливает его исполнение.

Новый ЗК Российской Федерации в статье 49 приводит только два возможных основания изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Это, во-первых, выполнение Российской Федерацией международных обязательств и, во-вторых, необходимость размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Иные случаи изъятия земель для государственных или муниципальных нужд могут быть установлены федеральными законами. Законами субъектов Российской Федерации могут быть дополнительно предусмотрены только случаи изъятия таких земельных участков, которые находятся в собственности самих субъектов Российской Федерации либо в муниципальной собственности.

В отличие от Республики Беларусь в Российской Федерации порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для таких нужд; равно как и сам порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (п. 2 ст. 55 ЗК Российской Федерации). Еще одной гарантией прав собственников земельных участков является установленное законодательством Российской Федерации требование об обязательном письменном (не позднее чем за год до предстоящего изъятия) уведомлении собственника земельного участка о предстоящем его изъятии органом, принявшим такое решение.

Земельное законодательство в качестве важнейших гарантий прав землевладельцев, землепользователей и собственников земли предусматривает:

признание этих прав за юридическими и физическими лицами, получившими земельные участки в установленном порядке;

недопустимость произвольного ограничения прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков;

восстановление нарушенных прав землевладельцев, землепользователей и собственников в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;

возмещение в полном объеме правомерных убытков землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков;

судебную защиту важнейших прав землевладельцев,

землепользователей и собственников земельных участков.

За гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами закрепляется ряд дополнительных гарантий при изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд (ст. 68 Кодекса о земле).

Порядок возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и собственникам земельных участков в самых общих чертах установлен ст. 133 Кодекса о земле. Причем возмещению подлежат правомерные убытки, вызванные:

изъятием земельных участков;

временным занятием земельных участков;

ограничением прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков, в том числе арендаторов;

ухудшением качества земель в результате влияния,

вызванного деятельностью юридических и физических лиц. споров существенно сузилась. Это обстоятельство, а также отнесение земельных споров в Российской Федерации к судебной подведомственности способствовали тому, что ряд представителей науки земельного права не включают разрешение земельных споров в число функций управления. Они полагают, что рассматривать разрешение земельных споров как одну из функций управления означало бы нарушение принципа разделения властей 1 .

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь гражданам и юридическим лицам предоставлен широкий круг прав, в том числе и в области земельных правоотношений. Эти права включают в себя как содержащиеся в ранее действовавшем законодательстве, так и принципиально новые, определяющие содержание землевладения, собственности на землю, а также иных вещных и обязательственных прав на землю.

Законодательство обеспечивает восстановление этих прав от нарушений различными способами. Один из них -возможность обратиться за разрешением земельных споров, потребовать возмещения в полном объеме убытков, включая и неполученные доходы, причиненные правонарушением.

Разрешение судами земельных споров способствует защите прав и законных интересов собственников земли, землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов. За последние годы число гражданских дел по искам, вытекающим из земельных правоотношений, увеличилось, они значительно усложнились. Наметились две тенденции, связанные с разрешением земельных споров: расширился круг гражданских дел, рассмотрение которых отнесено к подведомственности судов, и, кроме того, усложнился их характер. Земельное законодательство, реформированное за последние годы, наряду с административным, предусмотрело и значительно расширило судебный порядок разрешения земельных споров.

В связи с включением земельных участков в гражданский оборот, формированием новых институтов (залога, аренды, купли-продажи земельных участков) усложнилось содержание земельных споров, расширился круг их участников и объектов. Это - споры, связанные с подтверждением (установлением) прав на земельный участок и защитой этих прав, взысканием ущерба, причиненного собственнику, владельцу и пользователю земли. В них тесно переплетаются гражданские, кооперативные, трудовые, семейные, наследственные и иные правоотношения. И не случайно поэтому земельные споры являются достаточно сложными, требуют квалифицированного рассмотрения.

Значительное число физических и юридических лиц является сегодня субъектами земельного рынка. Практика подтверждает непреложный вывод о том, что земельные споры сдерживают развитие рынка, поскольку все еще отсутствует четкое оформление прав на землю, нередки случаи превышения полномочий местных органов власти при изъятии и предоставлении земель.

Источник:

coolreferat.com

Другие статьи

Указ Президента Республики Беларусь - О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд - Недейст

изъятие земельного участка для государственных нужд рб

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.

Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.

Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

Недействующая редакция, не действует с 1 января 2014 года

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 2 февраля 2009 года №58

О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд

(В редакции Указов Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 г. №231, 09.03.2010 г. №143, 13.05.2013 г. №219)

В целях совершенствования правового регулирования в области защиты имущественных прав собственников и иных лиц в связи с изъятием у них земельных участков для государственных нужд* и сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества** постановляю:

*Для целей настоящего Указа термин "государственные нужды" имеет значение, определенное в пункте 10 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 "Об изъятии и предоставлении земельных участков" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 6, 1/9264).

**Для целей настоящего Указа термин "объекты недвижимого имущества" означает находящиеся в собственности граждан или организаций жилые дома, квартиры в блокированных или многоквартирных жилых домах, строения, сооружения и насаждения при них, в том числе находящиеся в долевой или совместной собственности.

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке реализации имущественных прав граждан и организаций при изъятии у них земельных участков.

2. Установить, что земельный участок может быть предоставлен уполномоченным местным исполнительным комитетом для государственных нужд только после его изъятия у прежнего землепользователя, землевладельца, собственника или арендатора (далее - землепользователь) в соответствии с законодательством об охране и использовании земель с учетом требований настоящего Указа.

Необоснованное изъятие земельных участков для государственных нужд не допускается.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Указом Президента РБ от 13.05.2013 г. №219)

4. Местный исполнительный комитет либо по его решению лицо, которому предоставляется земельный участок, обязаны до принятия решения об изъятии земельного участка для государственных нужд предложить и обеспечить по выбору собственника жилого дома или квартиры в блокированном или многоквартирном жилом доме (далее, если не установлено иное, - квартира) (доли в праве общей собственности на жилое помещение) реализацию одного из его прав на получение:

в собственность квартиры типовых потребительских качеств, а также в случае, если рыночная стоимость предоставляемой квартиры меньше рыночной стоимости подлежащих сносу жилого дома или квартиры, строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), - денежной компенсации в размере данной разницы;

денежной компенсации за сносимые жилой дом или квартиру, строения, сооружения и насаждения при них (за прекращение права собственности на долю в общей собственности) в размере их рыночной стоимости, но не менее размера затрат, необходимых для строительства равноценных жилого дома или квартиры, строений, сооружений.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Указом Президента РБ от 13.05.2013 г. №219)

5. Местный исполнительный комитет при наличии объективной возможности, в том числе подтвержденной генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством, обязан предложить собственнику жилого дома (доли в праве общей собственности на жилое помещение) дополнительно к правам, предусмотренным в пункте 4 настоящего Указа, реализацию одного из его прав на:

строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем (долей в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), равноценных по благоустройству и общей площади сносимым;

перенос и восстановление сносимых жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем.

При этом в установленном порядке решаются вопросы о предоставлении землепользователю другого земельного участка взамен изымаемого.

Источник:

spinform.ru

Ст 73 Кодекс РБ о земле Гарантии, предоставляемые землепользователям при изъятии у них земельных участков для государственных нужд Кодекс Республики Б

Статья 73. Гарантии, предоставляемые землепользователям при изъятии у них земельных участков для государственных нужд

При изъятии земельных участков для государственных нужд землепользователям возмещаются убытки в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса, а также осуществляется выкуп земельных участков, находящихся в частной собственности. Кроме возмещения убытков землепользователям государственными органами, осуществляющими государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, в зависимости от местных условий и особенностей (в том числе обусловленных градостроительными проектами, генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, схемами землеустройства районов, утвержденными в соответствии с законодательством) и волеизъявления землепользователей могут быть предоставлены равноценные земельные участки.

Если иное не определено Президентом Республики Беларусь, выкуп земельного участка для государственных нужд производится в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, по его кадастровой стоимости на дату выкупа, за исключением выкупа земельного участка, приобретенного в установленном порядке в собственность по результатам аукциона по продаже земельных участков в частную собственность. В этом случае собственнику возмещается стоимость приобретенного по результатам аукциона земельного участка с учетом инфляции, но не ниже его кадастровой стоимости на дату выкупа.

Источник:

kodeksy.by

Изъятие земельных участков для государственных нужд

Изъятие земельных участков для государственных нужд

Изъятие земель – это определённое действие компетентных органов, направленное на прекращение права землепользования и землевладения. В противоположность предоставлению земельных участков изъятие земель направлено не на установление, а на прекращение права землевладения и землепользования, не на увеличение, а на сокращение объектов этого права.

В соответствии со статьёй 24 Кодекса порядок изъятия и предоставления земельных участков определяется Президентом Республики Беларусь.

Государственными нуждами признаются определяемые по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов потребности (соответственно республиканского и местного значения), связанные с реализацией социально-экономических, научно-технических, природоохранных и иных целей и обеспечиваемые за счёт средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Изъятие и предоставление земельных участков для государственных нужд осуществляется в целях обеспечения национальной безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурного наследия, размещения и обслуживания объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной и оборонной инфраструктуры, разработки месторождений полезных ископаемых, реализации международных договоров Республики Беларусь, государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, схем комплексной территориальной организации областей, градостроительных проектов, генеральных планов городов и иных населённых пунктов, градостроительных проектов детального планирования, утверждённых в соответствии с законодательством, а также для размещения объектов недвижимого имущества, строительство которых предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров либо государственными программами, утверждёнными Президентом или правительством.

Согласно Положению о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утверждённому Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667, изъятие и предоставление земельных участков осуществляются из всех категорий земель (сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, земель лесного фонда) независимо от их целевого назначения и нахождения в пользовании, пожизненном наследуемом владении, частной собственности или аренде.

Как установлено данным Положением, земельный участок, находящийся в пользовании, пожизненном наследуемом владении, частной собственности, аренде, предоставляется только после изъятия этого участка у прежнего землепользователя, землевладельца, собственника и арендатора. Земельный участок, находящийся в частной собственности, предоставляется только после его выкупа у собственника.

Юридические и физические лица, заинтересованные в изъятии земельных участков, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, местными исполнительными и распорядительными органами, а также с другими специально уполномоченными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель и лесов, место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода с учётом комплексного развития территории.

Для изъятия (и предоставления) земельного участка требуются: предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта; разработка проекта отвода земельного участка и принятие на его основе решения об изъятии и предоставлении данного участка; установление границ предоставленного земельного участка в натуре (на местности); государственная регистрация создания земельного участка и возникновения права на него.

Предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта производится с учётом градостроительной документации:

– районными исполнительными комитетами – при предоставлении земельного участка из земель в границах районов, городов районного подчинения, сельских населённых пунктов, посёлков городского типа, дачных кооперативов, садоводческих товариществ;

– городскими исполнительными комитетами – при предоставлении земельного участка из земель городов областного подчинения;

– Минским городским исполнительным комитетом – при предоставлении земельного участка из земель г. Минска;

– областными исполнительными комитетами.

Выбор места размещения земельного участка для строительства объектов, решения о размещении которых принято Президентом Республики Беларусь, может осуществляться в ином порядке, предусмотренном Главой государства или по его поручению – Советом Министров Республики Беларусь.

Землепользователь, землевладелец, из земель которого намечается изъятие земельного участка (его части), при согласовании места размещения этого участка одновременно даёт согласие на изъятие у него данного участка (его части). В случае строительства подземных линий электропередачи и связи, трубопроводов и иных линейных сооружений, а также их реконструкции в границах охранных зон этих сооружений лица, согласовавшие изъятие у них земельных участков, дают согласие как на размещение трасс таких сооружений, так и на проведение работ, связанных с их строительством (реконструкцией), в согласованные с ними сроки.

В решении об изъятии земельного участка должны быть указаны:

– землепользователи, из земель которых изымается земельный участок;

– площадь земельного участка и виды изымаемых земель;

– лица, которым предоставляется земельный участок;

– вещное право на земельный участок (с учётом полномочий местного исполнительного комитета);

– цель предоставления земельного участка;

– размеры убытков, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, подлежащих возмещению, порядок и условия их возмещения, транзитный счёт инспекции Министерства по налогам и сборам для перечисления суммы потерь;

– наличие сервитута, ограничений (обременений) прав в использовании земельного участка;

– условия снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы, а также порядок возврата и (или) рекультивации земель, предоставленных во временное пользование;

– иные условия отвода земельного участка (в том числе срок осуществления государственной регистрации в отношении предоставленного земельного участка, срок и условия занятия (строительства, иного освоения) земельного участка).

В случае, если земельный участок изымается для государственных нужд, в решении о его изъятии и предоставлении должно быть отмечено, что этот участок изымается для государственных нужд с указанием оснований (одного или нескольких), с приложением копий документов (либо выписок из них), подтверждающих эти основания.

Решение об изъятии и предоставлении испрашиваемого земельного участка принимается местным исполнительным комитетом в течение пяти рабочих дней со дня получения материалов об изъятии и предоставлении земельного участка от землеустроительной и геодезической службы.

Местный исполнительный комитет в течение трёх рабочих дней после принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка передает копию этого решения вместе с материалами об изъятии и предоставлении земельного участка землеустроительной службе для установления границ земельного участка на местности, государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него в порядке, установленном Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, заинтересованному лицу и лицу, из земель которого произведено изъятие земельного участка.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 667 размеры убытков, причинённых землепользователям, землевладельцам, собственникам и арендаторам земельных участков их изъятием и сносом расположенных на них объектов недвижимости, определяются согласно Положению о порядке определения размера убытков, причинённых землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, утверждённому постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462 (с измен. и дополн.).

При несогласии землепользователя, землевладельца или собственника земельного участка с решением сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и г. Минска), районного, областного исполнительного и распорядительного органа об изъятии у него земельного участка это решение может быть обжаловано им в суде.

Обжалование решения сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и г. Минска), районного, областного исполнительного и распорядительного органа приостанавливает его исполнение.

Источник:

megaobuchalka.ru