Портал правовой информации

о некоторых вопросах применения земельного законодательства

Категория: Земельные вопросы

Описание

Постановление Пленума ВАС РФ от N 11

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ ОТ 24.03.2005 N 11. О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

от 24 марта 2005 г. N 11

СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

2. Ненормативные акты полномочных органов о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам, не указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями, изданные после введения в действие ЗК РФ (30.10.2001), должны признаваться недействительными в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) либо не подлежащими применению в соответствии со статьей 12 ГК РФ как противоречащие закону.

Согласно статье 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Поскольку юридические лица в силу пункта 5 статьи 20 ЗК РФ не имеют права на безвозмездное приобретение земельного участка в собственность, то граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, также не вправе приобретать в собственность земельные участки, предоставленные им для осуществления предпринимательской деятельности, на безвозмездной основе.

4. При разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться следующим.

Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Источник:

domovodstvo.ru

Видео

Другие статьи

О некоторых вопросах применения земельного законодательства

О некоторых вопросах применения земельного законодательства

Четверг, 25 Сентября 1997 г.

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.09.1997 N 11 Похожие документы:
  • Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.03.1999 N 4 О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 1997 г. N 11 "О некоторых вопросах применения земельного законодательства"
  • Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23.09.1999 N 11 О внесении изменений и дополнений в некоторые Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, а также о порядке применения некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь
  • Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 25.03.2004 N 2/6 О внесении дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. N 4/3 "О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами"
  • Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 25.03.2004 N 1/5 О Регламенте совместных заседаний Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
  • Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 09.06.1998 N З-65/98 О соответствии Конституции и Законам Республики Беларусь пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17 июня 1994 г. N 5 "О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров" с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1994 г. N 12 и от 28 июня 1996 г. N 8
Рейтинг документов

О минимальном количестве рабочих дней для участия безработных в оплачиваемых общественных работах на первый квартал 2015 года

О признании утратившим силу постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. N 133

О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. N 35

Об установлении фиксированных тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению, субсидируемые государством, и признании утратившим силу решения Витебского областного исполнительного комитета от 20 ноября 2014 г. N 710

О массовых мероприятиях в городе Барановичи и признании утратившими силу некоторых решений Барановичского городского исполнительного комитета

Источник:

naviny.org

О некоторых вопросах применения земельного ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Архив Право РБ 2008

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.09.1997 N 11 (ред. от 25.03.1999) "О некоторых вопросах применения земельного ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Текст документа с изменениями и дополнениями на 1.01.2009

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 11 ноября 1999 г. N 6/189

Постановление ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

О некоторых вопросах применения ЗЕМЕЛЬНОГО

Обсудив материалы обобщения судебной практики по делам, вытекающим из земельных правоотношений, в целях обеспечения единообразного применения судами законодательства Пленум Верховного Суда

1. При разрешении споров, связанных с земельными отношениями, судам следует руководствоваться Кодексом Республики Беларусь о земле, законом Республики Беларусь "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 18 февраля 1991 г., Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 5 июня 1991 г. "О порядке изъятия и предоставления земельных участков" и изданными в соответствии с ними иными нормативными актами, регулирующими земельные отношения, а также нормами ГК Республики Беларусь в части, не противоречащей земельному законодательству.

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4)

2. Дела по спорам из земельных правоотношений подведомственны общим судам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин и земельный спор не связан с осуществлением им предпринимательской деятельности.

К ним, в частности, относятся дела:

а) по жалобам на решения исполнительных и распорядительных органов об отказе в предоставлении земельных участков для целей, указанных в ст. 69 Кодекса Республики Беларусь о земле, а также для создания крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 79 Кодекса Республики Беларусь о земле);

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4)

б) по жалобам на отказ администрации предприятия, учреждения, организации, а также исполнительных и распорядительных органов в предоставлении служебного надела (ст. 84 Кодекса о земле) либо на отказ в сохранении права на служебный земельный надел за лицами, перечисленными в ст. 86 Кодекса о земле;

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4)

в) по жалобам на отказ в выдаче и регистрации соответствующим исполнительным и распорядительным органом Государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, а также на отказ в регистрации заключенного договора аренды земли;

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4)

г) по жалобам на решения исполнительных и распорядительных органов о прекращении права пользования, права пожизненного наследуемого владения земельным участком (его частью) или аренды;

(пп. "г" части второй п. 2 в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4)

д) по всем спорам, связанным с правом собственности на землю, а также по спорам между наследниками и другими гражданами Республики Беларусь по поводу преимущественного права на дальнейшее ведение крестьянского (фермерского) хозяйства (ст.ст. 148 ч. 2, 82 ч. 2 Кодекса Республики Беларусь о земле);

(пп. "д" части второй п. 2 в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4)

е) по искам землепользователей, землевладельцев, собственников земельных участков, арендаторов о возмещении убытков и потерь сельскохозяйственного производства, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также иным ограничением прав землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков;

(пп. "е" части второй п. 2 в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4)

ж) по искам об устранении препятствий во владении (пользовании) земельным участком;

з) по искам исполнительных и распорядительных органов о принудительном изъятии земельных участков, находящихся в частной собственности граждан (ст. 53 Кодекса Республики Беларусь о земле);

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4)

и) по искам о разделе, определении порядка владения (пользования) земельным участком между собственниками строений, находящихся на данном участке, включая участки в садоводческих товариществах;

к) по искам членов садоводческих товариществ по поводу владения (пользования) земельными участками, за исключением споров, связанных с распределением земельных участков между членами товарищества;

л) по искам наследников о праве на земельные участки, их разделе и определении порядка владения (пользования).

3. Исключен. - Постановление Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4.

4. Неподведомственны общим судам земельные споры обеими сторонами в которых являются юридические лица, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, а также жалобы названных лиц на решения исполнительных и распорядительных органов по вопросам владения (пользования) землей.

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4)

5. Судам следует иметь в виду, что жалобы на отказ соответствующего исполнительного и распорядительного органа в предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства подведомственны суду и в случае несогласия гражданина с размером предоставляемого участка.

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4)

6. Дела по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц при выполнении ими полномочий, вытекающих из административного регулирования земельных отношений, рассматриваются судами в порядке, предусмотренном ГПК Республики Беларусь.

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4)

При удовлетворении таких требований суд признает решение соответствующего органа или должностного лица неправомерным и обязывает государственный орган или должностное лицо устранить допущенное нарушение. Соблюдение предварительного внесудебного порядка разрешения таких жалоб необходимо, если это предусмотрено законом.

Споры об имущественных правах в земельных отношениях рассматриваются в порядке искового производства.

7. Исключен. - Постановление Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4.

8. в соответствии со ст. 157 Кодекса Республики Беларусь о земле порядок владения (пользования) частью земельного участка определяется с учетом долей строения, принадлежащего гражданам. Как правило, выделенный совладельцу строения земельный участок должен прилегать к его части дома. Общий двор в пользование совладельцев строения выделяется лишь в том случае, если возможность устройства отдельных проходов (проездов) к принадлежащим каждому из совладельцев строениям исключается. Если в результате определения порядка пользования земельным участком надворные постройки, сооружения и насаждения, принадлежащие одному совладельцу строения, окажутся на той части земельного участка, которая передана в пользование другого совладельца, необходимо обсудить вопрос о возможности переноса надворных построек, сооружений, насаждений. Если технически такой перенос осуществить невозможно, следует обсудить возможность их сноса либо выплаты денежной компенсации.

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4)

Порядок владения (пользования) земельным участком должен определяться с учетом заключения судебно-строительной (судебно-землеустроительной) экспертизы. Выводы экспертов о вариантах определения порядка пользования земельным участком подлежат тщательной проверке судом с учетом доводов сторон и других доказательств по делу с целью выбора варианта, предусматривающего возможность использования земельного участка по назначению.

9. Изменение долей дома в результате пристройки, надстройки, перестройки одним из собственников дома не является основанием для изменения размеров земельных участков.

В исключительных случаях, когда возведенная с соблюдением установленных норм и зарегистрированная в установленном порядке пристройка создает препятствия другому собственнику в пользовании земельным участком, суд вправе по иску последнего изменить порядок пользования земельным участком, не меняя при этом размер участка истца. Участок владельца пристройки в этом случае может быть уменьшен в результате устройства необходимых проходов, проездов, общих дворов, устраняющих созданные в результате возведения пристройки препятствия в пользовании участком.

10. Пользование в садоводческом товариществе земельным участком, не находящимся в частной собственности, определяется судом в зависимости от права собственности на возведенные на участке строения. Если земельный участок в садоводческом товариществе принадлежит нескольким собственникам, то пользование участком определяется в соответствии с приходящимися им долями. Собственник доли земельного участка в садоводческом товариществе не может быть лишен пользования земельным участком за исключением случаев, при которых допускается принудительное изъятие земельных участков (ст. 53 Кодекса Республики Беларусь о земле).

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4)

11. Сделки с земельными участками могут быть признаны недействительными, если они совершены с нарушением норм, содержащихся в главе 17 Кодекса Республики Беларусь о земле, регулирующей порядок осуществления сделок с земельными участками, а также по основаниям, установленным ГК Республики Беларусь для признания сделок недействительными.

(в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4)

12. Судам надлежит реагировать вынесением частных определений на выявленные в ходе судебного разбирательства факты нарушения земельного законодательства юридическими лицами и гражданами.

Источник:

1bel.org

О некоторых вопросах применения земельного законодательства: doc-формат

Постановление Пленума Верховного Суда РБ. О некоторых вопросах применения земельного законодательства

Зарегистрировано в НРПА РБ 11 ноября 1999 г. N 6/189

Обсудив материалы обобщения судебной практики по делам, вытекающим из земельных правоотношений, в целях обеспечения единообразного применения судами законодательства Пленум Верховного Суда

постановляет:

1. При разрешении споров, связанных с земельными отношениями, судам следует руководствоваться Кодексом Республики Беларусь о земле, законом Республики Беларусь "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 18 февраля 1991 г., Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 5 июня 1991 г. "О порядке изъятия и предоставления земельных участков" и изданными в соответствии с ними иными нормативными актами, регулирующими земельные отношения, а также нормами ГК Республики Беларусь в части, не противоречащей земельному законодательству.

2. Дела по спорам из земельных правоотношений подведомственны общим судам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин и земельный спор не связан с осуществлением им предпринимательской деятельности.

К ним, в частности, относятся дела:

а) по жалобам на решения исполнительных и распорядительных органов об отказе в предоставлении земельных участков для целей, указанных в ст. 69 Кодекса Республики Беларусь о земле, а также для создания крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 79 Кодекса Республики Беларусь о земле);

б) по жалобам на отказ администрации предприятия, учреждения, организации, а также исполнительных и распорядительных органов в предоставлении служебного надела (ст. 84 Кодекса о земле) либо на отказ в сохранении права на служебный земельный надел за лицами, перечисленными в ст. 86 Кодекса о земле;

в) по жалобам на отказ в выдаче и регистрации соответствующим исполнительным и распорядительным органом Государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, а также на отказ в регистрации заключенного договора аренды земли;

г) по жалобам на решения исполнительных и распорядительных органов о прекращении права пользования, права пожизненного наследуемого владения земельным участком (его частью) или аренды;

(пп. "г" части второй п. 2 в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4)

д) по всем спорам, связанным с правом собственности на землю, а также по спорам между наследниками и другими гражданами Республики Беларусь по поводу преимущественного права на дальнейшее ведение крестьянского (фермерского) хозяйства (ст.ст. 148 ч. 2, 82 ч. 2 Кодекса Республики Беларусь о земле);

(пп. "д" части второй п. 2 в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4)

е) по искам землепользователей, землевладельцев, собственников земельных участков, арендаторов о возмещении убытков и потерь сельскохозяйственного производства, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также иным ограничением прав землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков;

(пп. "е" части второй п. 2 в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4)

ж) по искам об устранении препятствий во владении (пользовании) земельным участком;

з) по искам исполнительных и распорядительных органов о принудительном изъятии земельных участков, находящихся в частной собственности граждан (ст. 53 Кодекса Республики Беларусь о земле);

и) по искам о разделе, определении порядка владения (пользования) земельным участком между собственниками строений, находящихся на данном участке, включая участки в садоводческих товариществах;

к) по искам членов садоводческих товариществ по поводу владения (пользования) земельными участками, за исключением споров, связанных с распределением земельных участков между членами товарищества;

л) по искам наследников о праве на земельные участки, их разделе и определении порядка владения (пользования).

3. Исключен. - Постановление Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4.

4. Неподведомственны общим судам земельные споры обеими сторонами в которых являются юридические лица, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, а также жалобы названных лиц на решения исполнительных и распорядительных органов по вопросам владения (пользования) землей.

5. Судам следует иметь в виду, что жалобы на отказ соответствующего исполнительного и распорядительного органа в предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства подведомственны суду и в случае несогласия гражданина с размером предоставляемого участка.

6. Дела по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц при выполнении ими полномочий, вытекающих из административного регулирования земельных отношений, рассматриваются судами в порядке, предусмотренном ГПК Республики Беларусь.

При удовлетворении таких требований суд признает решение соответствующего органа или должностного лица неправомерным и обязывает государственный орган или должностное лицо устранить допущенное нарушение. Соблюдение предварительного внесудебного порядка разрешения таких жалоб необходимо, если это предусмотрено законом.

Споры об имущественных правах в земельных отношениях рассматриваются в порядке искового производства.

7. Исключен. - Постановление Пленума Верховного Суда от 25.03.1999 N 4.

8. В соответствии со ст. 157 Кодекса Республики Беларусь о земле порядок владения (пользования) частью земельного участка определяется с учетом долей строения, принадлежащего гражданам. Как правило, выделенный совладельцу строения земельный участок должен прилегать к его части дома. Общий двор в пользование совладельцев строения выделяется лишь в том случае, если возможность устройства отдельных проходов (проездов) к принадлежащим каждому из совладельцев строениям исключается. Если в результате определения порядка пользования земельным участком надворные постройки, сооружения и насаждения, принадлежащие одному совладельцу строения, окажутся на той части земельного участка, которая передана в пользование другого совладельца, необходимо обсудить вопрос о возможности переноса надворных построек, сооружений, насаждений. Если технически такой перенос осуществить невозможно, следует обсудить возможность их сноса либо выплаты денежной компенсации.

Порядок владения (пользования) земельным участком должен определяться с учетом заключения судебно-строительной (судебно-землеустроительной) экспертизы. Выводы экспертов о вариантах определения порядка пользования земельным участком подлежат тщательной проверке судом с учетом доводов сторон и других доказательств по делу с целью выбора варианта, предусматривающего возможность использования земельного участка по назначению.

9. Изменение долей дома в результате пристройки, надстройки, перестройки одним из собственников дома не является основанием для изменения размеров земельных участков.

В исключительных случаях, когда возведенная с соблюдением установленных норм и зарегистрированная в установленном порядке пристройка создает препятствия другому собственнику в пользовании земельным участком, суд вправе по иску последнего изменить порядок пользования земельным участком, не меняя при этом размер участка истца. Участок владельца пристройки в этом случае может быть уменьшен в результате устройства необходимых проходов, проездов, общих дворов, устраняющих созданные в результате возведения пристройки препятствия в пользовании участком.

10. Пользование в садоводческом товариществе земельным участком, не находящимся в частной собственности, определяется судом в зависимости от права собственности на возведенные на участке строения. Если земельный участок в садоводческом товариществе принадлежит нескольким собственникам, то пользование участком определяется в соответствии с приходящимися им долями. Собственник доли земельного участка в садоводческом товариществе не может быть лишен пользования земельным участком за исключением случаев, при которых допускается принудительное изъятие земельных участков (ст. 53 Кодекса Республики Беларусь о земле).

11. Сделки с земельными участками могут быть признаны недействительными, если они совершены с нарушением норм, содержащихся в Главе 17 Кодекса Республики Беларусь о земле, регулирующей порядок осуществления сделок с земельными участками, а также по основаниям, установленным ГК Республики Беларусь для признания сделок недействительными.

12. Судам надлежит реагировать вынесением частных определений на выявленные в ходе судебного разбирательства факты нарушения земельного законодательства юридическими лицами и гражданами.

Источник:

belzakon.net

О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства

о некоторых вопросах применения земельного законодательства

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 марта 2005 г. N 11

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,

СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

1. Рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), вправе до 01.01.2006 по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.

2. Ненормативные акты полномочных органов о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам, не указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями, изданные после введения в действие ЗК РФ (30.10.2001), должны признаваться недействительными в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) либо не подлежащими применению в соответствии со статьей 12 ГК РФ как противоречащие закону.

3. При применении пункта 5 статьи 20 ЗК РФ, в силу которого граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их однократно бесплатно в собственность, необходимо учитывать следующее.

Согласно статье 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Поскольку юридические лица в силу пункта 5 статьи 20 ЗК РФ не имеют права на безвозмездное приобретение земельного участка в собственность, то граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, также не вправе приобретать в собственность земельные участки, предоставленные им для осуществления предпринимательской деятельности, на безвозмездной основе.

4. При разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться следующим.

Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа.

В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 ГК РФ.

5. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами.

Страницы 1 - 1 из 8

Использование материалов без официального разрешения администрации сайта запрещено.

Источник:

admmegion.ru