Портал правовой информации

отличие органов дознания от органов предварительного следствия

Категория: Уголовный юрист

Описание

Система органов предварительного расследования в Российской Федерации

Система органов предварительного расследования в Российской Федерации

В соответствии с современным законодательствомпредварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением. Деятельность органов предварительного расследования направлена также на –

· выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением,

· обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества,

· выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению.

Предварительное расследование – самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Выводы, сделанные в процессе предварительного расследования о виновности, о доказанности или же иные выводы не являются окончательными. Они перепроверяются в ходе судебного следствия, составной части судебного разбирательства. Суд, в который поступает уголовное дело, хотя и основывается при проведении судебного процесса на материалах, собранных органами предварительного расследования, но осуществляет свое собственное исследование доказательств:

· заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей;

· изучает заключения экспертов;

· осматривает вещественные доказательства и т.д.

Выводы суда о виновности подсудимого, о доказанности обстоятельств преступления могут не совпадать с выводами органов предварительного следствия.

Задачамипредварительного расследования являются:

· быстрое и полное раскрытие преступления, под которым понимают установление в определенном законом порядке всех обстоятельств преступления и совершившего его лица;

· изобличение виновных путем сбора достаточного количества доказательств, на основании которых можно сделать однозначный вывод о виновности лица в совершении преступления;

· обеспечение правильного применения закона в ходе предварительного расследования;

· выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления;

· принятие мер по обеспечению материального ущерба – розыск и изъятие похищенного, наложение ареста на имущество и вклады и т.д.

Осуществление предварительного расследования должно основываться на следующих принципах:

· осуществление производства по делу в точном соответствии с законом;

· всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела;

· равенство граждан перед законом и судом;

· обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;

· неприкосновенность личности и жилища, охрана личной жизни и тайны переписки;

· публичность, то есть государственное начало в борьбе с преступностью.

Предварительное расследование осуществляется уполномоченные на то законом органами. В зависимости от преступления предварительное расследование осуществляется либо органами предварительного следствия, либо органами дознания.

Основной формой расследования преступлений является предварительное следствие. Предварительное следствие – это расследование, проводимое специально уполномоченными лицами – следователями, с целью решения стоящих перед ними задач по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных, установлению других обстоятельств дела и привлечению виновных к уголовной ответственности.

Предварительное следствие осуществляется:

· следователями органов Федеральной службы безопасности;

· следователями органов внутренних дел;

· следователями Федеральной службы налоговой полиции.

Правом на производство отдельных следственных действий или расследования в полном объеме наделен прокурор, начальник следственного отдела и следователь (в соответствии с УПК РФ). Никакие другие органы и должностные лица не вправе производить предварительное следствие.

Несмотря на то, что привлекая лицо в качестве обвиняемого, органы предварительного расследования считают его виновным, согласно конституционному принципу «презумпции невиновности» государство признает его виновным только после обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу.

В то же время предварительное расследование является объективно необходимым. Органы расследования в силу своей разветвленности, близости к местам совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление и в кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства. Суд, рассматривающий дело, не вправе выйти за рамки предъявленного обвинения, расширить объем обвинения, применить закон о более тяжком преступлении (ст. 252 УПК РФ).

Второй формой предварительного расследования является дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. От предварительного следствия оно отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами.

Дознание представляет собой производство органом дознания предварительного расследования по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ч.3 ст.150 УПК РФ)

Дознание осуществляется в 2-х формах:

· по делам, по которым предварительное следствие необязательно, в порядке, установленном гл.32 УПК РФ

· по делам, по которым предварительное следствие обязательно, в порядке, предусмотренном ст.157 УПК РФ.

Дознание осуществляется с соблюдением следующих процессуальных особенностей:

· срок производства дознания не более 20 суток, в случае необходимости он может быть продлен прокурором еще до 10 суток;

· при необходимости органы дознания могут возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;

· по окончании дознания составляется обвинительный акт – процессуальный документ, в котором формулируется обвинение и приводятся доказательства, подтверждающие обвинение и доказательства, на которые ссылается сторона защиты.

К органам, осуществляющим дознание (См.: ст. 40, 157 УПК РФ), относятся:

  • государственные органы исполнительной власти, наделенные правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность:

-органы нутренних дел;

- органы Федеральной службы безопасности;

- федеральные органы налоговой полиции;

- федеральные органы государственной охраны;

- органы пограничной службы РФ;

- таможенные органы РФ;

- Служба внешней разведки РФ;

- Министерство юстиции РФ

  • Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и высшего Арбитражного Суда РФ;
  • командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
  • начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;
  • капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;
  • руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания;
  • главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.
  • Дознание и предварительное следствие имеют сходство и различия.

    Общим для обеих форм расследования является:

    · принципы осуществления задач;

    · процессуальная форма, (закон установил единый порядок производства следственных действий для всех органов дознания и предварительного следствия);

    · равная юридическая значимость результатов (установленные ими в результате процессуальной деятельности фактические данные имеют равное доказательственное значение).

    Различиясостоят в следующем:

    · методы работы (например, следователь в отличие от органа дознания не осуществляет оперативно-розыскных мероприятий, а лишь дает распоряжение об их проведении органу дознания или специальным оперативным подразделениям);

    · сроки расследования (на следствие отведено 2 месяца, на дознание – 20 суток);

    · процессуальный режим (например, когда производство предварительного следствия не обязательно и материалы дознания уже являются основанием для рассмотрения дела в суде);

    · степень процессуальной самостоятельности следователей и лиц, производящих дознание (органы дознания, в отличие от следствия, наделены правом производить действия оперативно-розыскного характера).

    Оперативно-розыскная деятельностьэто вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно уполномоченными на то подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.

    · сбор образцов для сравнительного исследования;

    · исследование предметов и документов;

    · обследование помещений зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств;

    · контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

    · прослушивание телефонных переговоров;

    · снятие информации с технических каналов связи;

    Основными процессуальными актами, составляемыми при производстве предварительного расследования, являются постановления и протоколы.

    Постановление – это процессуальный документ, в котором выражается решение следователя, органа дознания или прокурора, принятое при производстве предварительного следствия или дознания. Оно может касаться отдельных процессуальных действий (постановление на обыск, выемку и другие процессуальные действия) или всего дела в целом (постановление о прекращении уголовного дела).

    Постановления по уголовным делам следователя, органа дознания или прокурора, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

    Протокол – это процессуальный документ, в котором отражаются ход и результаты следственных действий или фиксируется факт выполнения того или иного требования уголовно-процессуального закона. О производстве каждого следственного действия должен быть составлен протокол (протокол обыска, допроса, следственного эксперимента и т.д.). В соответствии с УПК РФ составляются также протоколы, удостоверяющие факты ознакомления с материалами дела, факт объявления об окончании предварительного расследования и другие.

    Таким образом, если протокол – это процессуальный документ описательно-удостоверяющего свойства, то постановление – это документ, в котором выражено решение следователя, обязательное для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.

    Источник:

    mydocx.ru

    Видео

    Другие статьи

    Органы дознания осуществляют следующие уголовно-процессуальные функции - «Органы предварительного расследования»

    «Органы предварительного расследования»

    Органы дознания осуществляют следующие уголовно-процессуальные функции:

    производство неотложных следственных действий;

    - производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей;

    В систему правоохранительных органов РФ входят органы предварительного расследования.

    1. Комментарий к Конституции РФ. Изд-во БЕК., М., 1994.

    В.А. Галков, С.Ф. Шумилин. Правоохранительные органы в Российской

    Федерации. Учебное пособие. Белгород, 1996.

    Зажицкий В. Таможенные органы - органы дознания // Российска

    юстиция, 1994, № 11.

    Крылов И.Ф., Бастрыкин А.М., Розыск, дознание, следствие – Л., Изд-во ЛГУ ,1986.

    Органы предварительного расследования. Меня всегда волновали детали проведения расследования. Предварительное расследование – самая.

    Вследствие чего деятельность органов предварительного расследования должна быть проникнута духом строжайшего соблюдения законности.

    Органы предварительного расследования, характеристика их процессуального положения

    Направления совершенствования процессуальной деятельности органов дознания на стадии предварительного расследования

    Целью работы является раскрытие содержания данной стадии, с определением понятия и оснований окончания предварительного следствия.

    Уголовно-процессуальная деятельность следователя и дознавателя при окончании предварительного расследования

    Дознание – это вид предварительного расследования правонарушений, при котором уполномоченные органы проводят неотложные следственные.

    Деятельность следователя, органа дознания по уголовному делу, расследование которого приостановлено 11

    Тема курсовой работы «Приостановление и возобновление предварительного расследования»

    Ук рф, что вызывает необходимость выработки методических рекомендаций, содержащих критерии правовой оценки поступающих органу предварительного.

    Источник:

    skachate.ru

    Отличие органов дознания от органов предварительного следствия

    § 4. Органы дознания и их задачи

    Статья 40 УПК РФ дает перечень органов дознания, к которым относятся:

    1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы , исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом

    полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

    2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

    3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

    4) органы Государственной противопожарной службы1.

    К первой группе органов дознания в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК ' отнесены органы внутренних дел. В их структуре основной объем вы-

    По УПК РФ, утвержденному Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. '•> 174-ФЗ, они не были указаны в числе органов дознания. Федеральным законом • 26 апреля 2002 г. (29 мая 2002 г.) № 58-ФЗ это несоответствие было устранено РФ. 2002. № 22. Ст. 2027).

    Раздел IV. Органы предварительного расследования

    полняемой процессуальной деятельности приходится на милицию, которую в литературе справедливо называют универсальным органом дознания, поскольку закон не ограничивает ее компетенцию определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания, о чем мы скажем ниже.

    В соответствии с Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции»1 милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел РФ, министерствам внутренних дел и управлениям внутренних дел республик, краев и областей -субъектов Российской Федерации. Милиция общественной безопасности, кроме того, подчиняется еще соответствующим органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления.

    В состав криминальной милиции водят оперативно-розыскные, научно-технические и некоторые иные подразделения, которые необходимы для выполнения стоящих перед ней задач и для оказания помощи милиции общественной безопасности. В соответствии с уголовно-процессуальным законом основными задачами криминальной милиции являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, т. е. наиболее опасных преступлений; организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

    Для милиции общественной безопасности основными задачами являются: обеспечение безопасности личности, общественной безопасности; охрана собственности, общественного порядка; выявление, предупреждение и пересечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно; розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции МОБ.

    Милиция обязана принимать любые заявления и сообщения о преступлениях и разрешать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом. Милиция, как универсальный орган дознания, в соответствии сп. 12 ст. 11 Закона «О милиции» вправе задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам.

    В то же время милиция не должна подменять иной орган дознания, к компетенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производство дознания по первичному материалу о преступлении.

    Глава 17. Органы предварительного следствия и дознания 313

    Процессуальными полномочиями органа дознания обладают начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, а также территориальных и линейных отделов (отделений) милиции и их заместители. Данные лица поручают проведение дознания и следственных действий по поручениям следователей подчиненным работникам из числа начальствующего состава (оперативным уполномоченным, участковым уполномоченным милиции, инспекторам ГАИ - ГИБДД и др.).

    Проверка заявлений и сообщений о преступлениях, которые не требуют проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также дознание, проводимое в полном объеме, поручаются дознавателям специализированных подразделений дознания, которые функционируют в составе милиции общественной безопасности с 1992 г.

    В отношении других органов исполнительной власти, осуществляющих функции дознания, законодатель ограничился ссылкой на критерий отнесения их к органам дознания, в качестве которого указано на наличие у них полномочий по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ). В соответствии со ст. 13 Федерального закона об ОРД от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ1 право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям:

    - органов внутренних дел;

    - органов федеральной службы безопасности;

    - федеральных органов налоговой полиции;

    - федеральных органов государственной охраны;

    - органов Пограничной службы Российской Федерации;

    - Таможенных органов Российской Федерации;

    - Службы внешней разведки Российской Федерации;

    - Министерства юстиции Российской Федерации.

    Кроме обозначенных сюда же следует относить теперь и подразделения уголовно-исполнительной системы Минюста (начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов), в 1998 г. переданные из МВД в Минюст. И в то же время, об этом сказано выше, для большинства из перечисленных органов исполнительной власти, осуществляющих дознание, выполнение функции дознания не является одной из ведущих как, к примеру, это просматривается у милиции.

    Пункт 2ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относит судебных приставов ряда судебных органов, что обусловлено различием места деятельности указанных лиц. Например, в Департаменте судебных приставов Минюста РФ создан отдел дознания, дознаватели которого расследуют уголовные дела о преступлениях против правосудия.

    Командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения [',или гарнизона в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ действуют в качест-

    1 Ведомости РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

    1''СЗРФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

    Раздел IV. Органы предварительного расследования

    ве органа дознания с момента поступления к ним заявлений и сообщений о совершенном преступлении или в случае непосредственного обнаружения признаков преступления, по которому он вправе, в соответствии с законом, возбудить уголовное дело. Но в силу различных обстоятельств эти должностные лица не всегда в состоянии осуществлять дознание. Поэтому Министерством обороны в ведомственном порядке предусмотрено назначение дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров. Командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения или гарнизона своим приказом назначает из числа таких лиц дознавателей, которые затем осуществляют дознание по уголовным делам, а также иную процессуальную деятельность, входящую в компетенцию органов дознания (выполняют отдельные поручения следователей и т.

    В исправительных учреждениях Минюста РФ органом дознания являются начальники исправительных колоний, воспитательных колоний и тюрем. Руководители указанных учреждений также своим приказом назначают дознавателем специально выделенного подготовленного работника из числа среднего или старшего начальствующего состава.

    Органам ФСБ, как органам дознания, присущи те же полномочия, которые имеются у других органов дознания, с той лишь разницей, что их компетенция в качестве органов дознания огранивается производством по делам, подследственным в соответствии со ст. 151 УПК РФ следователям этого ведомства.

    Каких-либо особенностей при осуществлении дознания оперативными органами системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также капитанами морских судов не имеется. Их компетенция четко ограничена уголовно-процессуальным законодательством. В общем порядке проводят дознание федеральные органы налоговой полиции, компетенция которых, как уже отмечалось, жестко очерчена законом (ст. 151 УПК РФ).

    В таможенных органах Российской Федерации в качестве органа дознания выступают Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Данные органы обладают всеми необходимыми процессуальными полномочиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством. Непосредственно функции дознания реализуются подразделениями по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Они действуют исключительно в пределах своей компетенции, обозначенной уголовно-процессуальным законодательством.

    В соответствии с действующим законодательством в настоящее время государственный пожарный надзор как специальный вид государственной надзорной деятельности возложен на должностных лиц Государственной противопожарной службы МЧС РФ. В составе МЧС РФ функционирует Главное управление Государственной противопожарной службы (ГУГПС), а в республиках, краях и областях- субъектах Российской Федерации -

    Глава 17. Органы предварительного следствия и дознания

    управления Государственной противопожарной службы. Руководители ; этих органов по должности являются государственными инспекторами по \ пожарному надзору, на которых теперь в соответствии с действующим ; уголовно-процессуальным законодательством (п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ) ' вновь возложено производство дознания по уголовным делам о пожарах и

    по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.

    В соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК РФ определены направления процессу-., альной деятельности органов дознания, а именно:

    - во-первых, проведение дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно (проведение всего расследования по делу). К юрисдикции органов дознания отнесены дела о преступле-•шях, подпадающих под признаки 132 составов преступлений. Помимо

    это, в соответствии с письменным указанием прокурора расследование в [юрме дознания, как предписано в законе, может быть осуществлено и по ^елам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести (п. 2 ч. 3 г. 150 УПК РФ);

    - во-вторых, выполнение неотложных следственных действий по уго-[ювным делам, по которым производство предварительного следствия

    эязательно, т. е. при наличии поводов и оснований по таким преступле-шям орган дознания в соответствии со ст. 146 УПК РФ возбуждает уго-(ювное дело и проводит неотложные следственные действия (ст. 157 ШК РФ).

    В ч. 3 ст. 40 УПК РФ законодатель (не определяя их органом дознания) Называет круг должностных лиц, на которых частично возлагается проведение дознания в виде неотложных следственных действий по уголовным (делам о преступлениях, совершенных на объектах, находящихся в их ведении (капитаны морских и речных судов, руководители геологоразведочных [тартий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских

    феждений). В данном случае речь идет о преступлениях, по которым [гроизводство предварительного следствия обязательно.

    Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания в процессе

    эедварительного расследования подчинена решению следующих задач:

    утем производства следственных действий по собиранию доказательств

    аскрыть преступление, объективно установить фактические обстоятельст-дела, изобличить виновного и обеспечить привлечение его к уголовной

    гветственности; возмещение причиненного преступлением ущерба (вре-Ьа); выяснение условий, способствовавших совершению преступления, рринятие мер к их устранению; подготовка материалов к судебному разби-

    Органы дознания осуществляют следующие уголовно-процессуальные функции, обозначенные законом:

    - рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях;

    Раздел IV. Органы предварительного расследования

    Глава 17 Органы предварительного следствия и дознания 317

    - производство следственных и розыскных действий по поручения и указаниям следователей;

    - оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий;

    - поддержание (по поручению прокурора) от имени государства обвинения в суде по делу, по которому лицо, производило дознание (п. 5 ст. 5, ч. 4 ст. 37 УПК РФ).

    Таким образом, расследование преступлений (в отличие от органов предварительного следствия) не является единственной функцией органов дознания. И тем не менее в их процессуальной деятельности производство дознания занимает наибольший объем. При этом все органы дознания обладают равными процессуальными полномочиями, действуя в пределах своей компетенции. Процессуальные акты органов дознания имеют такую же юридическую силу и значение, как и акты следователя. В уголовно-процессуальном законе специально подчеркнута самостоятельность дознавателя в проведении следственных и иных процессуальных действий (п. 1 ч. Зет. 41 УПК РФ).

    В процессе освещения вопросов организации и деятельности различных органов дознания употребляются термины «орган дознания» и «дознаватель». По закону в качестве органа дознания по уголовному делу выступает соответствующий руководитель (начальник). Он вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения. При поручении расследования подчиненному должностному лицу он имеет право осуществлять контроль за действиями и решениями лица, производящего дознание.

    Дознаватель - это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания по уголовному делу. Следует иметь в виду, что именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности. Данное лицо принимает дело к своему производству, осуществляет уголовно-процессуальные действия, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и своим правосознанием. Обладая определенной самостоятельностью, дознаватель вместе с тем осуществляет свои полномочия под контролем начальника органа дознания.

    При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания в то же время в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и

    сроки проведения дознания. Необходимо отметить, что в соответствии с нормами УПК наиболее важные решения по делу принимает именно орган дознания.

    Ответственность за решения и действия, относящиеся к компетенции органа дознания, должны нести как начальник органа дознания, так и дознаватель.

    Глава 18. Прокуратура Российской Федерации

    Источник:

    texts.news