Портал правовой информации

производство предварительного расследования в форме предварительного следствия

Категория: Уголовный юрист

Описание

Производство предварительного расследования

Производство предварительного расследования

2.2.1. Предварительное расследование: понятие, формы и общие условия.

2.2.2. Понятие, система и общие правила производства следственных действий.

2.2.3. Основание и структура привлечения лица в качестве обвиняемого.

2.2.4. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого.

2.2.1. Предварительное расследование: понятие, формы и общие условия

Предварительное расследование – досудебная стадия уголовного судопроизводства, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя при ограниченном контроле со стороны суда и надзоре прокурора, направленная на установление наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретных лиц в качестве обвиняемых, формирование и направление материалов дела в суд.

Задачи стадии ПР:

- защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших от преступления.

- защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод

- отказ от уголовного преследования невиновных и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергался уголовному преследованию (и в данной стадии возможно принятие реабилитирующих решений)

- привлечение конкретного лица в качестве обвиняемого

- выявление и принятие мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления

- обеспечение гражданского иска

- подготовка досудебных материалов в виде уголовного дела для его рассмотрения в суде.

Эта стадия начинается с возбуждения уголовного дела и завершается составлением обвинительного заключения (акта), направлением дела прокурору для утверждения, а также решением (постановлением) о прекращении уголовного дела либо вынесением постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.

Основные положения о порядке производства предварительного расследования предусмотрены в разделе 8 УПК РФ (в главах 21-32 УПК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 150 УПК РФ предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

Часть вторая той же статьи гласит, что производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч.3 ст. 150 УПК РФ.

Обе формы предварительного расследования имеют общие задачи, регулируемые единым уголовно-процессуальным законодательством. Данные формы расследования уравнены по юридической значимости добываемых ими доказательств. Однако они имеют ряд существенных отличий.

Основной формой расследования является предварительное следствие,что определяется следующими позициями:

1) предварительное следствие проводится по большинству уголовных дел (ст. 151 УПК РФ);

2) оно может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор.

Осуществление такой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных должностных лиц (ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Срок предварительного следствия не должен превышать 2 месяцев со дня его возбуждения. Данный срок может быть продлен в порядке, предусмотренном в ст. 162 УПК РФ. Предельного срока расследования закон не устанавливает.

Вопросы о подследственности уголовных дел регламентированы в ст. 150, 151 и ст. 152 УПК РФ.

Подследственность – совокупность признаков преступления, по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства.

Предметный признак – признак подследственности, определяемый уголовно-правовой характеристикой преступления, т.е. его квалификацией.

Предметный признак используется для отнесения уголовных дел к той или иной форме расследования, к компетенции того или иного следователя, к компетенции того или иного органа дознания (ст.151 УПК РФ).

Предметная подследственность закреплена в ст. 150 и 151 УПК РФ. В ст. 150 УПК РФ закреплены составы преступлений, по которым производится дознание. В ст. 151 УПК РФ определено, по каким составам преступлений предварительное следствие производится следователями органов прокуратуры, а по каким — также следователями органов федеральной службы безопасности, федеральных налоговых органов, органов внутренних дел.

Исключение из правила предметной последовательности закреплено в п. 11 ч. 2 ст. 37, ч. 4 ст. 150 УПК РФ. Согласно данной норме права по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым обычно должно проводиться дознание, могут быть переданы для производства предварительного следствия.

Персональный признак – признак, определяемый характеристиками личности обвиняемого и потерпевшего.

Альтернативный признак – признак подследственности, определяемый указанным в законе следственным органом, выявившим преступление.

Признак по связи дел – признак подследственности, обусловленный связью дел о преступлениях, когда их раздельное расследование не обеспечивает реализацию назначения уголовного процесса.

Территориальный (местный) признак – обязательный признак подследственности, определяемый местом совершения преступления, местом окончания преступления, местом совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них, местом нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела (ч.1 ст.163 УПК РФ).

Дознание является упрощенной формой предварительного расследования, которая значительно отличается от предварительного следствия.

Осуществление расследования в форме дознания возлагается на дознавателей.

Дознание производится при раскрытии преимущественно преступлений небольшой и средней тяжести (ч. 3 ст. 151 УПК РФ). В отношении же преступлений небольшой и средней тяжести, не упомянутых в этом перечне, дознание допустимо лишь по письменному указанию прокурора.

Особенности процессуальной деятельности в рамках производства предварительного расследования в форме дознания предусмотрены в главе 32 УПК РФ. Упрощенность процедуры дознания проявляется уже в сокращении срока расследования до 30 суток. Данный срок может быть продлен в порядке, предусмотренном в ст. 223 УПК РФ.

По итогам дознания составляется обвинительный акт. В отличие от обвинительного заключения, составляемого по итогам предварительного следствия, он подвергается двойному контролю. После составления и подписания дознавателем он должен быть утвержден начальником органа дознания, а затем – прокурором.

Производство предварительного расследования как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания должно отвечать требованиям общих условий предварительного расследования.

Общие условия предварительного расследования – правовые положения основывающиеся на принципах уголовного судопроизводства, характеризующие сущность и содержание предварительного расследования.

Система общих условий предварительного расследования (глава 21 УПК):

- соблюдение правил подследственности (ст.150, 151 и 152 УПК);

- индивидуализация расследования путем соединения, выделения уголовных дел и выделения в отдельное производство материалов уголовного дела (ст.153, 154 и 155 УПК);

- своевременное начало предварительного расследования (ст.156 УПК);

- правила производства неотложных следственных действий (ст.157 УПК);

- соблюдение порядка окончания предварительного расследования (ст.158 УПК);

- порядок восстановления уголовных дел (ст.158.1 УПК);

- обязательность рассмотрения заявленных по делу ходатайств (ст.159 УПК);

- реализация мер попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и мер по обеспечению сохранности его имущества (ст.160 УПК);

- недопустимость разглашения данных предварительного расследования (ст.161 УПК).

Источник:

lektsii.org

Другие статьи

Производство предварительного расследования в форме предварительного следствия

§ 1. Понятие, система, этапы и формы предварительного расследования

1. Понятие предварительного расследования

В большинстве случаев уголовный суд не может сразу рассмотреть уголовное дело, так как его для этого надо подготовить. Если в гражданском процессе предва­рительная подготовка по делу имеет относительно несложный характер и ведется сторонами и судом, который будет его рассматривать по существу (гл. 14 ГПК РФ), то в уголовном судопроизводстве (по крайней мере, по делам публичного и частно-публичного обвинения) этому препятствует ряд факторов. По уголовным делам установление фактической истины часто осложнено ввиду неочевидного характера многих преступлений, запирательства и противодействия со стороны обвиняемых и т. п. Поэтому, в отличие от истца в гражданском процессе, обвинитель не может сразу окончательно сформулировать свои требования и обратиться с ними к суду. Он вынужден делать первый шаг, порой не имея достаточных доказательств. Преж­де ему необходимо безотлагательно обнаружить и закрепить следы преступления, установить и разыскать подозреваемого, собрать и проверить необходимые доказа­тельства, определить предмет уголовно-правового спора и предъявить первона­чальное обвинение (о понятиях первоначального и окончательного обвинения см. п. 4 § 1 главы 3 и § 1 главы 13 учебника), проверить доводы, выдвинутые против него защитой, наконец, обеспечить личное участие обвиняемого в процессе. Только после этого возможно представить в суд окончательное обвинение. Все это обычно требует значительного времени и усилий. Словом, необходимо официальное пред­варительное расследование, которое в современном уголовном процессе не может осуществляться самим судом. Для этого существуют особые государственные орга­ны уголовного преследования (предварительного расследования), наделенные спе­циальными ресурсами и полномочиями.

В российском уголовном процессе предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частно­го обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (ст. 318-319). Предварительное расследование — вто­рая стадия досудебного производства по уголовному делу, назначение которой со­стоит в подготовке уголовного дела для судебного разбирательства, а иногда — и для принятия здесь окончательного решения в виде прекращения уголовного дела или уголовного преследования. Однако в целом предварительное расследование играет в уголовном процессе подчиненную роль но отношению к судебным стади-' ям. Оно названо предварительным потому, что производится до суда и для а/да.

Этим объясняется, почему суд не ограничен подготовительным материалом рассле­дования и не может принять «на веру» выводы следователя. Окончательное значе­ние будет иметь судебное следствие, результаты которого составят непосредствен­ную основу приговора или иного судебного решения.

Как и любая другая стадия процесса, предварительное расследование определя­ется четырьмя признаками: 1) непосредственными целями и задачами, 2) итоговы­ми решениями и 3) кругом участников и 4) процессуальной формой (процедурой).

Предварительное расследование преследует следующие цели: а) раскрыть преступление; б) изобличить виновного в совершении определенного преступ­ления либо реабилитировать невиновного; в) сформировать достаточную дока­зательственную базу для проведения судебного разбирательства; г) обеспечить личное участие обвиняемого в суде; д) гарантировать возможное решение суда о возмещении вреда, причиненного преступлением.

Для достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи: а) поиск, собирание и исследование доказательств по делу; б) обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту; в) применение (при необходимости) мер процессуального принуждения; г) передача уголовного дела в суд либо пре­кращение уголовного дела или уголовного преследования.

Как было указано ранее (§ 3 гл. 1 учебника), отличие между целями и задачами заключается в том, что цели — это ожидаемый результат, который может быть до­стигнут или не достигнут в том или ином деле, в то время как выполнение задач — безусловная обязанность соответствующих участников процесса при производстве по каждому делу. Так, в силу разных объективных и субъективных причин (напри­мер, необратимой утраты следов преступления) преступление может остаться не­раскрытым, доказательства — недобытыми, подозреваемый может быть не уста­новлен, похищенное имущество не найдено и т. д., т. е. цели предварительного расследования в полном объеме не достигнуты. Однако, несмотря на это, органы предварительного расследования в любом случае обязаны заниматься поиском и собиранием доказательств, разъяснять права подозреваемому и обвиняемому, по его желанию — обеспечить участие в деле защитника и т. д., а затем — передать дело в суд либо прекратить уголовное преследование или уголовное дело. Защитник подозреваемого или обвиняемого также обязан оказывать ему юридическую по­мощь при производстве по уголовному делу, а судья — разрешать процессуальные вопросы, отнесенные к его компетенции (ч. 2 ст. 29).

В ходе предварительного расследования происходит определение предмета до­казывания (того круга обстоятельств, которые надо установить для разрешения дела) и его предварительное исследование с тем, чтобы суд мог всесторонне и пол­но установить картину совершенного преступления и решить вопрос об уголов­ной ответственности и возмещении причиненного преступлением ущерба. Из это­го следует, что, во-первых, в ходе предварительного расследования необходимо собрать как обвинительные (уличающие), так и оправдательные доказательства. Во-вторых, хотя все собранные здесь доказательства и называются судебными, но являются лишь исходным материалом для судебного следствия и подлежат все­сторонней проверке и оценке.

Получение необходимых доказательств порой находится под угрозой их сокры­тия или уничтожения, поэтому для того, чтобы гарантировать их собирание, иногда

возникает необходимость применения правового принуждения. Кроме того, такое принуждение гарантирует и одно из главных условий уголовного судопроизвод­ства — личное участие обвиняемого в деле, ибо уголовно-правовой спор имеет, прежде всего, личный, а не имущественный характер. Принудительные действия обеспечивают также возможность исполнения будущего приговора (например, на­ложение ареста на имущество, которое может быть взыскано по решению суда).

Однако, собрав необходимые доказательства и обеспечив участие в деле обви­няемого, предварительное расследование не может быть закончено, так как к су­дебному разбирательству нужно подготовить еще и стороны. Обвиняемый дол­жен получить возможность заблаговременно реализовать свое право на защиту, а потерпевший — право на участие в уголовном преследовании. В силу особого публичного интереса эти права иногда даже осуществляются императивным методом (например, обязательное участие защитника в соответствии со ст. 51).

Предварительное расследование заканчивается либо передачей дела в суд, либо прекращением дела или уголовного преследования (ст. 212-214, 439). Передача дела в суд происходит через прокурора и оформляется тремя различными реше­ниями: а) обвинительным заключением (если по делу проводилось предваритель­ное следствие — ст. 215-222), б) обвинительным актом (если по делу производи­лось дознание — ст. 225-226), в) постановлением о направлении дела в суд для принудительной меры медицинского характера (ст. 439). При этом следует иметь в виду, что дознание может завершиться направлением дела для производства предварительного следствия (п. 4 ч. 1 ст. 226), однако для стадии предварительно­го расследования — это промежуточное решение. Промежуточными решениями являются также передача дела по подследственности и приостановление дела.

Таким образом, стадия предварительного расследования начинается с момента возбуждения уголовного дела и заканчивается утверждением прокурором реше­ния следователя или дознавателя о передаче дела в суд или прекращением уго­ловного дела или уголовного преследования.

Основанием для такого вывода может служить включение гл. 31 УПК («Дей­ствия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением») в состав раздела VIII Кодекса («Предварительное расследование»).

Вместе с тем данный вывод не является совершенно бесспорным. Согласно ч. 2 ст. 162 УПК в срок предварительного следствия включается лишь время со дня воз­буждения уголовного дела до дня его направления прокурору с обвинительным зак­лючением. То есть, по смыслу этой нормы, действия прокурора после поступления к нему дела с обвинительным заключением имеют место уже после окончания пред­варительного следствия, что подтверждается и наименованием ст. 215 УПК («Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением»), в ко­торой речь идет о действиях следователя еще до направления дела прокурору. При рассмотрении материалов дела, поступивших к нему с обвинительным заключени­ем, прокурор может возвратить уголовное дело для производства дополнитель­ного предварительного следствия (п. 3 ч. 1 ст. 221 и п. 4 ч. 1 ст. 226), что также дистанцирует указанные действия прокурора от производства предварительного следствия. Таким образом, можно констатировать существование в УПК РФ кол­лизии правовых норм относительно конечного момента предварительного след­ствия. С учетом сказанного можно предположить, что имеются предпосылки рас-

сматривать действия прокурора в порядке гл. 31 УПК как находящуюся на этапе законодательного оформления новую, третью, стадию досудебного производства. Ее целью является, по существу, решение прокурором вопроса о предании обвиня­емого суду в так называемой обвинительной форме (см. об этом § 1 гл. 19 учебника).

2. Система предварительного расследования

Стадия предварительного расследования первоначально сформировалась еще в средневековом розыскном процессе, в котором уже тогда четко обозначились три ее этапа: общее расследование (лат. — inquisitio generalis), суммарное произ­водство Аналогичные этапы образуют основу структуры предварительного расследования и по сей день, в подавляющем большинстве современных мировых уголовно-про­цессуальных систем (независимо от того, как они именуются в том или ином на­циональном праве). Рассмотрим их более подробно.

Общее расследование называется так потому, что оно производится еще без об­

виняемого, следовательно, в отношении относительно неопределенного (общего)

круга лиц. Даже если в это время уже имеются подозрения против какого-либо кон­

кретного лица, оно не только считается невиновным в силу закона (презумпция не­

виновности), но пока не считается виновным даже органами уголовного преследо­

вания, поскольку обвинение против него официально еще не выдвинуто. В этом,

юридическом, смысле расследование ведется не против конкретного лица, а по фак­

ту обнаружения события, содержащего признаки преступления. Именно поэтому к

подозреваемому по общему правилу не должны применяться меры пресечения, а

единственной принудительной мерой, ограничивающей его личную свободу, может

быть лишь кратковременное задержание. Главные цели такого расследования — ус­

тановить наличие или отсутствие события преступления, обнаружить и изобличить

лицо, виновное в его совершении, либо реабилитировать невиновного. В ходе обще­

го расследования происходит подготовка к выдвижению на следующем этапе так

называемого первоначального обвинения.

Вторым этапом предварительного расследования является то, что, отдавая

дань традиции, можно называть суммарным производством? После того как пред­

полагаемый преступник установлен, необходимо оценить совокупность собран-

! См.: Чельцов-Бебутов М. А. Курс советского уголовно-процессуального права. СПб., 1995. С. 278, 288, 736; Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. I. С. 24-26; Т. 2. С. 353,371.

2 Суммарным производством также именуют разновидность ускоренного и упрощен­ного производства в английском уголовном процессе. Однако в историческом плане оно происходит именно от этапа суммарного расследования, имеющего в английском процес­се форму предварительного судебного следствия (англ. — preliminary inquiry), на котором предъявляется первоначальное обвинение. С появлением в английском законодательстве так называемых суммарных преступлений (определенной категории преступлений, не представляющих большой общественной опасности) судьи, обычно проводящие предва­рительное судебное следствие (мировые судьи, магистраты), получили возможность рас­сматривать такие дела по существу, с вынесением приговора. Таким образом, суммарный этап предварительного расследования является первичным понятием для суммарного производства как упрощенной и ускоренной формы процесса.

ных по делу доказательств (как бы суммировать их), предъявить этому лицу об­винение и выяснить его доводы в свою защиту. То есть этап суммарного производ­ства предназначен для выдвижения первоначального обвинения и конкретизации позиции, занятой стороной защиты. В российском уголовном процессе этому эта­пу соответствует вынесение постановления о привлечении лица в качестве обви­няемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого и решение вопроса об из­брании ему меры пресечения.

3. Третий этап предварительного расследования — это специальное расследова­ние, которое производится в отношении конкретного обвиняемого. На данном эта­пе с учетом подтверждения или опровержения доводов защиты, выдвинутых в ходе или после суммарного этана, еще раз проверяется обоснованность обвини­тельных доказательств и определяется окончательное обвинение. В российском уголовном процессе (при производстве предварительного следствия) этот этап начинается после допроса обвиняемого и завершается составлением обвинитель­ного заключения.

В историческом плане специальное расследование иначе называлось формаль­ным, или судебным, потому что традиционно осуществлялось судебным орга­ном — судебным следователем или следственным судьей.

3. Этапы предварительного расследования в основных мировых системах уголовного судопроизводства

Мы сосредоточим здесь внимание главным образом на общей структуре этой части процесса, т. е. на том, как проявляют себя названные выше этапы предвари­тельного расследования в судопроизводстве различных типов.

1. В процессе английского типа (Англия, США и др.) этап общего расследования протекает в виде негласного и неформализованного полицейского расследования. Англосаксонская правовая доктрина считает такую деятельность не уголовно-процессуальной, а административной. Полиция обладает обширными дискреци­онными полномочиями, но ограничена правилом об исключении доказательств, полученных с нарушением должной правовой процедуры. Юридически полиция действует как сторона, подготавливающая материал для судебного разбиратель­ства. Полицейское расследование заканчивается обращением в суд с заявлением об обвинении (англ. — information) или за получением ордера на арест (writ of capias), что, по сути, равнозначно возбуждению уголовного преследования в отно­шении конкретного лица.1 Суммарный этап расследования происходит уже в суде — это производство предварительного судебного рассмотрения дела (pretrial examination, или preliminary enquiry), на котором происходит предъявление перво­начального обвинения и принимается решение по вопросу о предании обвиняемо­го суду. По делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, на этом этапе при определенных условиях (главным из которых явля­ется согласие обвиняемого) дело может быть рассмотрено по существу, с вынесе­нием приговора.2 Формированию окончательного обвинения в английском судо-

1 Пешков М. А. Арест и обыск в уголовном процессе США. М„ 1998. С. 29.

2 В настоящее время это характерно для уголовного процесса США (см.: Гуценко К. Ф.,

Головко Л. В., Филимонов Б. А. Уголовный процесс западных государств. С. 270).

производстве предшествует последний этап досудебной подготовки — так назы­ваемая процедура раскрытия доказательств (disclosure), которую по ее задачам можно считать аналогом специального расследования. Здесь сторона обвинения представляет защите информацию о собранных ею доказательствах, свидетель­ствующих в пользу зашиты, а защита раскрывает суду и обвинителю существо за­щитительной позиции (например, доказательства алиби). В уголовном процессе США специфический этап, напоминающий специальное расследование, осуще­ствляется также по делам об опасных преступлениях в большом жюри, которое сохранилось в федеральной судебной системе и в некоторых штатах. Его цель со­стоит в дополнительной проверке обвинительных доказательств и обоснованно­сти привлечения обвиняемого к уголовной ответственности перед рассмотрением его дела в суде присяжных по существу. Заканчивается этот этап решением боль­шого жюри по вопросу об утверждении обвинительного акта.

Французское предварительное расследование детально регулируется УПК

1958 г. и состоит из следующих частей. Общему расследованию соответствует доз­

нание (enquete — фр.), осуществляемое полицией под руководством прокурора.

Результаты дознания позволяют прокурору (как правило, по делам о наиболее

опасных преступлениях) возбудить уголовное преследование (уголовный иск) пе­

ред судебным следователем, который на основании собранных доказательств при­

влекает лицо к рассмотрению, что является наследием этапа суммарного произ­

водства. Затем предварительное следствие (instruction preparatoire) протекает как

«специальное» — в отношении конкретного лица. Судебный следователь осуществ­

ляет с участием сторон следственные действия в пределах предъявленного обвине­

ния. Предварительное следствие может завершаться и во второй для следователя

судебной инстанции — следственной камере (chambre d'instructiori).

В германском предварительном расследовании этапы общего, суммарного и

специального предварительного расследования столь явно не выделяются, как это

имеет место во Франции. Предварительное расследование называется полицей­

ским, или прокурорским дознанием, а предварительное следствие как самостоя­

тельная форма отсутствует. Однако легализация существенных для дела данных

в качестве судебных доказательств и решения о применении мер принуждения

принимаются специальным следственным судьей (так называемым судьей-дозна­

вателем), который не принимает дело к своему производству, эпизодически всту­

пая в процесс по ходатайству сторон. В то же время отголоски классических эта­

пов расследования заметны и в современном германском процессе. Так, этапу

общего расследования соответствует дознание на основе «простого подозрения»,

т. е. даже минимальной вероятности совершения преступления. Для избрания

меры пресечения в виде заключения под стражу необходимо уже «серьезное подо­

зрение», высокая вероятность его виновности и реальная возможность осуждения

по приговору суда. В связи с задержанием обвиняемому предъявляют доказатель­

ства серьезного подозрения и допрашивают его в судебном заседании. Допрос об­

виняемого заменяет отсутствующее официальное выдвижение первоначального

обвинения. В этом виден аналог суммарного расследования. Дальнейшие процес­

суальные действия связаны с обоснованием первоначального подозрения с уче­

том доводов защиты (специальное расследование), что завершается выдвижени­

ем публичного (окончательного) обвинения.

4. В российском уголовном процессе все три классических этапа расследования выделяются предельно отчетливо, хотя осуществляются преимущественно розыскным порядком, при котором суд не принимает непосредственного участия в движении дела, ограничиваясь лишь контролем за применением мер процессу­ального принуждения и рассмотрением жалоб. Этап общего расследования осу­ществляется от момента возбуждения уголовного дела до вынесения постанов­ления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Процессуальное содержание этапа общего расследования составляет, как правило, производство первоначаль­ных следственных действий,1 а также (при наличии к тому оснований) задержа­ние подозреваемого. Суммарный этап совпадает с процедурой предъявления об­винения, после чего следует специальное расследование, которое завершается вынесением обвинительного заключения.

В российском уголовном процессе существует и четвертый этап досудебной подготовки — деятельность прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом (глава 31 и ст. 226 УПК). Этот этап, как отмечалось выше, формально считается частью предварительного расследования, однако он имеет относительную самостоятельность — для него установлены спе­циальные задачи, сроки, форма деятельности прокурора и итоговые решения.

4. Формы предварительного расследования в российском уголовном процессе: предварительное следствие и дознание

Процессуальная форма как совокупность оснований, условий, процедур и га­рантий (см. об этом § 2 главы 1) имеет свойство дифференцироваться, т. е. разде­ляться на различные составляющие в зависимости от характера уголовных дел. Дифференциация процессуальной формы возможна в сторону ее усложнения или упрощения (добавление или исключение отдельных гарантий, институтов, увели­чение или сокращение сроков и т. п.). Процессуальная форма дифференцируется по материально-правому и процессуальному основаниям. Материально-право­вым основанием для разделения процессуальной формы является степень обще­ственной опасности преступления, которая определяется уголовно-правовой ква­лификацией по конкретной норме Особенной части УК. Это основание выражено в таких процессуальных институтах, как предметная подследственность и подсуд­ность. Чем выше общественная опасность преступления, тем сложнее должна быть процессуальная форма производства по нему.

Процессуальное основание для дифференциации юридической формы судопро­изводства предстает в виде представления законодателя о сложности производства по тем или иным категориям уголовных дел. Эта сложность может быть связана с очевидным или неочевидным характером преступлений, трудоемкостью собирания и проверки доказательств, а иногда — и позицией по делу, занимаемой обвиняемым.

Стадия предварительного расследования также обладает своей процессуальной формой, которая может дифференцироваться в сторону усложнения (предвари­тельное следствие) или в сторону упрощения (дознание).

1 Понятие первоначальных следственных действий разрабатывается в основном кри­миналистической теорией и связано с особенностями типичных следственных ситуаций и определением на этой основе круга следственных действий, которые рекомендуется про­изводить па начальном этапе расследования.

Предварительное следствие — это наиболее полная форма предварительного рас­следования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реа­лизации прав участников процесса. Предварительное следствие — это и основная форма расследования, так как оно обязательно по всем уголовным делам, за исклю­чением тех, по которым производится дознание (ч. 2,3 ст. 150 УПК), и дел, возбуж­даемых в порядке частного обвинения (ст. 318). Для предварительного следствия в полной мере действуют все общие условия расследования, в нем реализованы все его институты, оно четко разделено на рассмотренные выше этапы. При этом надо иметь в виду, что процессуальная форма предварительного следствия может быть еще более усложнена по делам о применении принудительных мер медицинского характера, несовершеннолетних и лиц, обладающих служебным иммунитетом.

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, ор­ганов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 151). Об органах предварительного следствия см. § 5 гл. 5 настоящего учебника.

Дознание — это упрощенная форма предварительного расследования, осуществ­ляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство пред­варительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5). Основаниями для упрощения формы и условиями для производства дознания являются: а) небольшая опасность преступления (дознание, как правило, производится по преступлениям небольшой или средней тяжести — ч. 3 ст. 150), б) невысокая сложность расследования (выра­женная в наличии уже на момент возбуждения дела подозрения против конкретно­го лица — ч. 1 ст. 223). Упрощение формы расследования при производстве дозна­ния отражено и в правовом статусе дознавателей (которые обладают меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователи), сокращении сроков дозна­ния (20 суток с возможным продлением до 30 суток), в отсутствии некоторых про­цессуальных институтов (процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого, обвинительного заключения, следственной группы, помещения подозреваемого в медицинский стационар для проведения экспертизы и др.).

Дознание как форму расследования осуществляют, как правило, особые долж­ностные лица — дознаватели, причем не всех, а только некоторых органов дозна­ния: органов внутренних дел, пограничных органов федеральной службы безопас­ности, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 ст. 151). В некоторых случа­ях дознание проводят следователи органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и прокуратуры (п. 1,7 ч. 3 ст. 151). Более подробно о проведении дознания как самостоятельной формы предварительного расследования см. гл. 18 учебника.

Правильный выбор формы расследования — важное его условие. Производство дознания вместо предварительного следствия рассматривается как существенное нарушение уголовно-процессуального закона. Поэтому укажем здесь сложные случаи определения формы расследования:

• в силу прямого указания закона дознание производится по делам публично­го обвинения, указанным в п. 1 ч. 3 ст. 150 и по делам частного обвинения, которые возбуждаются в публичном порядке при неспособности потерпев-

шего самостоятельно воспользоваться своими процессуальными правами (ч. 4 ст. 20);

по указанию прокурора, дознание может быть проведено по иным преступле­

ниям небольшой или средней тяжести (п. 2 ч. 3 ст. 150). Такое указание проку­

рор дает по делу еще до начала предварительного следствия, так как передача

дела от органа следствия органу дознания невозможна (п. 8-9 ч. 2 ст. 37);

дознание недопустимо по тем делам, по которым обязательно производство

только предварительного следствия: по делам о применении принудитель­

ных мер медицинского характера (ч. 1 ст. 434) и по делам о преступлениях,

совершенных в отношении отдельной категории лиц в связи с их профессио­

нальной или служебной деятельностью (обладающих иммунитетом, воен­

нослужащих и др. — п. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151). Это проявление персональ­

ной подследственности уголовного дела (о пей см. § 3 данной главы);

решением прокурора производство предварительного следствия может быть

признано обязательным по уголовному делу, относящемуся к компетенции

дознания (п. 8 ч. 2 ст. 37) или к частному обвинению (ч. 4 ст. 20). Так, проку­

рор может дать мотивированное указание о производстве следствия вместо

дознания: а) если уголовное дело возбуждено по факту, а не в отношении

конкретного лица; б) если за сокращенные сроки дознания невозможно пол­

но и объективно провести расследование данного дела; в) если уголовное

дело имеет особое общественное значение.

5. Производство неотложных следственных действий органом дознания

Своеобразной формой предварительного расследования в российском уголов­ном процессе является производство неотложных следственных действий органом дознания (ст. 157 УПК). Рассматриваемый институт является преемником такой разновидности дознания, которая по прежнему уголовно-процессуальному законо­дательству называлась «дознание по делам, по которым производство предвари­тельного следствия обязательно» (ст. 119 УПК РСФСР 1960 г.). В порядке прове­дения этого дознания орган дознания возбуждал уголовное дело, проводил неотложные следственные действия и затем передавал дело следователю. Следу­ет иметь в виду, что производство неотложных следственных действий органом дознания по делу, подследственному следователю, теперь не называется терми­ном «дознание», хотя именно оно с исторической точки зрения является его классическим образцом. В этом, традиционном, смысле дознание понималось (а в ряде зарубежных процессу ал ьных систем понимается и до сих пор) как этап обще­го расследования, который предшествует («до-знаиие») как бы основному «позна­нию» — предварительному следствию (дознание во Франции, по Уставам уголов­ного судопроизводства 1864 г. и т. п.). Дознанием в российском уголовном процессе ныне называется лишь самостоятельная (упрощенная и ускоренная) форма предварительного расследования, предусмотренная гл. 32 УПК РФ. Та­ким образом, в отечественном судопроизводстве дознание постепенно преврати­лось из начального этапа расследования в его упрощенную форму. Деятельность органов дознания по производству неотложных следственных действий является теперь факультативной частью, начальным этапом предварительного следствия,

который в значительной мере совпадает по своему содержанию с этапом общего расследования. Эту деятельность можно считать не самостоятельной, а подчинен­ной по отношению к предварительному следствию формой расследования.

Производство неотложных следственных действий представляет собой фа­культативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в не­отложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего об­наружения и закрепления следов преступления, а также установления лиц, со­вершивших преступление (п. 2 ч. 2 ст. 40; ст. 157). Факультативной эта деятель­ность является потому, что она имеет место не по каждому уголовному делу, по которому обязательно проведение предварительного следствия, а только в тех неотложных ситуациях, когда следователь в силу тех или иных причин не может немедленно приступить к исполнению своих обязанностей (например, выехал для проведения следственных действий по другому делу и т. п.).

Под неотложной следственной ситуацией принято понимать обнаружение таких обстоятельств, которые явно указывают на наличие признаков преступления и дают основания полагать, что промедление с совершением необходимых процессуальных действий может повлечь за собой: а) утрату следов преступления и возможности закрепления доказательств, б) сокрытие лиц, совершивших преступление, в) утра­ту возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Содержание данного начального этапа расследования составляют:

Действия по возбуждению уголовного дела.

Неотложные следственные действия, т. е. урегулированные процессуальным

законом действия, предназначенные для незамедлительного обнаружения, за­

крепления, изъятия и исследования доказательств (п. 19 ст. 5). Действующий УПК

допускает выбор органом дознания любых следственных действий — в зависимости

от ситуации расследования (осмотр места происшествия, допрос потерпевшего,

свидетеля, подозреваемого, обыск, выемка, освидетельствование, предъявление

для опознания, назначение судебной экспертизы и др.).

В то же время орган дознания не вправе производить те следственные и иные процессуальные действия, которые относятся к последующим этапам расследова­ния (суммарному и специальному): вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого; воз­буждение ходатайства о наложении денежного взыскания; составление обвини­тельного заключения, ознакомление с оконченными материалами дела; прекра­щение уголовного дела, приостановление уголовного дела и др.

Процессуальные действия по собиранию и проверке доказательств, не отно­

сящиеся к категории следственных: истребование и принятие представленных

предметов и документов, справок, актов ревизий, инвентаризаций и др.

Неотложные меры процессуального принуждения: задержание подозреваемо­

го (ст. 91,92), меру пресечения (ст. 100), наложение ареста на имущество (ст. 115),

обязательство о явке (ст. 112), привод (ст. 113).

Действия непроцессуального характера (административные и оперативно-ро­

зыскные), например: доставление задержанного, охрана места происшествия, опрос

граждан, наблюдение, проверочная закупка, оперативный эксперимент и т. д.

Орган дознания проводит процессуальные действия в пределах своей юридиче­ской компетенции, т. е. по установленному законом кругу преступлений (ч. 2 ст. 157),

который определяется правилами подследственности уголовных дел (см. об этом в следующем параграфе). При этом следует иметь в виду, что в неотложной ситуации на начальном этапе расследования подследственность устанавливается лишь пред­варительно, с известной долей вероятности. Окончательно подследственность дела определит прокурор после завершения начального этапа расследования.

Б части 2 ст. 41 УПК установлен запрет на возложение полномочий по проведе­нию дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовно­му делу оперативно-розыскные мероприятия. Однако он касается лишь тех со­трудников органа дознания (дознавателей), на которых возложены обязанности по производству всего предварительного расследования в порядке, установлен­ном главой 32 УПК (дознания), и не распространяется на сотрудников органов дознания (иных должностных) при проведении неотложных следственных дей­ствий по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Деятельность органа дознания по выполнению неотложных следственных дей­ствий должна быть завершена не позднее 10 суток с момента возбуждения дела путем передачи его прокурору. Если неотложные следственные действия будут выполнены за меньшее время или прокурор передаст дело следователю (п. 8,9 ч. 2 ст. 37), то данная деятельность органа дознания заканчивается и до истечения 10-суточного срока. Этот срок не подлежит продлению.

После направления дела прокурору орган дознания вправе производить по нему следственные и оперативно-розыскные мероприятия только по письменному пору­чению следователя. Впрочем, на органе дознания продолжает лежать обязанность установить лицо, совершившее преступление, о результатах выполнения которой он уведомляет следователя (ч. 4 ст. 157). При этом оперативные подразделения ор­ганов дознания обладают самостоятельностью в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий согласно оперативно-розыскному законодательству.

Источник:

vuzlib.su