Портал правовой информации

2 порядок возбуждения уголовного дела

Категория: Уголовный юрист

Описание

Библиотека научных работ: Возбуждение уголовного дела

Возбуждение уголовного дела

1. Понятие стадии возбуждения уголовного дела

2. Порядок возбуждения уголовного дела

3. Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела и прекращения уголовного преследования

Уголовное дело - дело, возбужденное в установленном законом порядке в случае обнаружения признаков преступления. Уголовное дело рассматривается и разрешается судом по материалам дознания и предварительного следствия или протокольной формы досудебной подготовки материалов уголовного дела.

Предварительное производство начинается со стадии возбуждения уголовного дела.

Согласно статье 140 УПК РФ, поводами для возбуждения уголовного дела являются:

заявление о преступлении;

явка с повинной;

сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

1. Понятие стадии возбуждения уголовного дела

Стадия возбуждения уголовного дела - это самостоятельная, первоначальная стадия уголовного процесса, представляющая собой принятие решения уполномоченным на то государственным органом о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении такового.

Данная стадия, как правило, предшествует дознанию и предварительному следствию. Исключение составляют дела частного обвинения, где возбуждение уголовного дела происходит путем подачи соответствующего заявления потерпевшим или его законным представителем мировому судье, который и уполномочен рассматривать дела такого рода.

Стадия возбуждения уголовного дела начинается с момента получения информации о совершенном либо готовящемся преступлении частно-публичного (ч. 3 ст. 20 УПК) или публичного обвинения (ч. 5 ст. 20 УПК) и заканчивается принятием субъектом уголовного процесса решения о возбуждении уголовного дела, либо в отказе его возбуждения. При получении такой информации, дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении вышеуказанные субъекта уголовного судопроизводства вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов. Если в течение трех суток проверку закончить не удалось, по ходатайству дознавателя или следователя, срок проверки может быть продлен прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания до десяти суток. Наконец, в исключительных случаях, вызванных необходимостью проведения документальных проверок либо ревизий, прокурор по ходатайству дознавателя или следователя может продлить срок проверки сообщения до тридцати суток (ст. 144 УПК). Дальнейшее продление срока проверки сообщения о совершенном либо готовящемся преступлении законом не допускается и по истечению указанного срока, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны принять решение о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела либо, установив, что дело им не подследственно, направляют его по подследственности, предусмотренной ст. 151 УПК для принятия решения о возбуждении уголовного дела и дальнейшего его расследования.

Законодатель предусматривает следующие поводы к возбуждению уголовного дела:

1. Заявление о преступлении, которое может быть подано как в письменной, так и в устной форме. При этом письменное заявление обязательно должно быть подписано заявителем. Устное заявление оформляется протоколом, который также подписывается заявителем и лицом, составившим протокол. Анонимные заявления служить поводом к возбуждению уголовного дела не могут (ст. 141 УПК). Они не регистрируются и могут быть использованы только в оперативных целях. Если в сообщении речь идет о подготовке или совершении преступления, подобное сообщение нужно рассматривать как основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Поводом к возбуждению уголовного дела в этом случае могут стать данные, полученные в результате такой проверки.

2. Явка с повинной, т.е. добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении, которое также может быть сделано как в письменной, так и в устной форме. Следует учитывать, что явка с повинной может иметь место лишь в случае, когда о событии преступления, либо о лице, совершившем преступное деяние, не известно компетентным органам. Когда работникам дознания, следствия либо суду уже известно событие преступления и лицо, его совершившее, явки с повинной быть не может (ст. 142 УПК РФ). Уголовный закон расценивает явку с повинной, как акт раскаяния и, в соответствии с п. и ч. 1 ст. 61 УК РФ явка с повинной является обстоятельством, смягчающим наказание. Если в уголовном деле имеется явка с повинной, и нет обстоятельств, отягчающих наказание, то назначаемое наказание не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ (ст. 62 УК РФ). Кроме того, суд при вынесении приговора может счесть явку с повинной исключительным обстоятельством и в соответствии со ст. 64 УК назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК, либо более мягкий вид наказания, или не применять дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного. Таким образом, государство поддерживает и поощряет добровольную явку с повинной, как активно способствующую раскрытию преступлений.

3. Информация о совершенном или готовящемся преступлении, полученная из иных источников, которая оформляется рапортом лица, получившего данную информацию (ст. 143 УПК РФ). К информации такого рода можно отнести непосредственное обнаружение органом дознания, следствия, прокурором либо судом признаков преступления.

Также необходимо отметить, что в случае обнаружения в ходе расследования уголовного дела по одному преступлению, признаков совершения обвиняемым по данному уголовному делу другого состава преступления, необходимо с согласия прокурора возбудить уголовное дело по вновь выявленному составу преступления и соединить его с уже расследуемым.

К основаниям к возбуждению уголовного дела законодатель относит наличие достаточных данных о том, что имело место деяние, содержащее признаки состава преступления. Необходимо отметить, что для принятия решения о возбуждении уголовного дела необязательно установить наличие состава преступления полностью. Зачастую лицо, совершившее общественно-опасное деяние и форма его умысла следователю или дознавателю на момент возбуждения уголовного дела неизвестны. Поэтому, для принятия решения о возбуждении уголовного дела достаточно установить наличие объективной стороны (общественно-опасное действие (бездействие); вредные последствия; наличие причинно-следственной связи между действием (бездействием) и наступившими последствиями) и объекта (общественные отношения, охраняемые уголовным законом на которые направлено общественно-опасное деяние) преступления. Другими словами, для возбуждения уголовного дела необходимо установить наличие события преступления, т.е. существовал ли сам факт деяния, подпадающего под признаки преступления (смерть человека, хищение ценностей и т.п.); каким способом оно было совершено (как была организована последовательность действий, приведшая к преступному результату); когда произошло событие преступления; место совершения преступления; на какой стадии завершилась реализация преступного замысла. Впоследствии, когда в ходе предварительного следствия будет установлен субъект преступления, а также субъективная сторона, будет, соответственно, приниматься решение о форме окончания предварительного расследования (прекращение либо направление в суд для рассмотрения по существу).

По общему правилу, до возбуждения уголовного дела, производство следственных действий запрещено, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, в этом случае до возбуждения уголовного дела может быть произведен осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). Данное исключение сделано для того, чтобы следователь либо дознаватель могли изъять с места происшествия следы преступления, которые впоследствии могут стать доказательствами по уголовному делу. Являясь источником доказательств, протокол осмотра места происшествия также служит одним из обоснований возбуждения уголовного дела. Исключительность такого процессуального действия как осмотр места происшествия обусловлена еще и тем, что промедление с изъятием будущих доказательств и их процессуальным оформлением, может привести к их полной потере (например, следы обуви оставленные преступником, могут быть размыты дождем и т.п.).

Установив, что собранных в ходе проверки материалов достаточно, орган дознания, дознаватель, следователь с согласия прокурора или прокурор принимают решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела, что оформляется мотивированным постановлением.

2. Порядок возбуждения уголовного дела

Если дознавателем, следователем либо прокурором принимается решение о возбуждении уголовного дела, выносится постановление в порядке ст. 146 УПК РФ (указывается время и место его вынесения, кем вынесено, повод и основание принятия решения, а также квалификация содеянного, т.е. статья уголовного кодекса, по признакам которой возбуждается дело). Постановление вместе с материалами незамедлительно передается прокурору, который, в свою очередь, проверив их, также незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо отказывает в даче согласия или возвращает материалы для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток (ст. 146 УПК РФ). Под незамедлительностью, в данном случае по-видимому, необходимо понимать, что все перечисленные действия совершаются в тот же день, когда выносится постановление о возбуждении уголовного дела. При этом должны быть приняты меры к пресечению преступления. Следственные действия по делу проводит лишь то лицо, в производстве которого оно находится. Однако, оно может давать отдельные поручения другим следственным органам или органам дознания, исполнение которых обязательно.

Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются только по заявлению потерпевшего и расследуются в общем порядке. В том случае, если пострадавший в силу беспомощного состояния либо зависимости от обвиняемого не в состоянии самостоятельно защищать свои интересы, прокурор, а также дознаватель или следователь с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии заявления.

Уголовные дела частного обвинения возбуждаются путем подачи соответствующего заявления потерпевшим или его законным представителем мировому судье. Также в случае, если потерпевший в силу беспомощного состояния не может защищать свои интересы самостоятельно, прокурор имеет право возбудить уголовное дело. При этом он направляет его для проведения предварительного расследования. В данном случае стороны лишаются права на примирение (ст. 318 УПК РФ). В случае наличия повода и основания, судья принимает заявление к своему производству.

Еще одну особенность имеет предварительное расследование в форме дознания. В связи с короткими сроками дознания (20 суток со дня возбуждения уголовного дела, этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток), оно производится по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (ст. 223 УПК).

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела дело переходит в следующую процессуальную стадию - предварительного расследования.

3. Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела и прекращения уголовного преследования

1) за отсутствием события преступления - это означает, что самого преступного события не было (например, не убийство, а самоубийство);

2) за отсутствием в деянии состава преступления, т.е. событие имело место, но деяние не содержит состава преступления (например, убийство в состоянии необходимой обороны);

3) за истечением сроков давности уголовного преследования (ст. 78 УК РФ). При этом необходимо помнить, что указанные сроки учитываются в том случае, когда виновное лицо не скрывалось от уголовного преследования, т.е. сроки истекли не по его вине и обвиняемый не возражает против прекращения по данному основанию, в случае наличия возражений, расследование и рассмотрение дела идет в обычном порядке;

4) в отношении умершего лица, т.е. уголовное дело не может быть возбуждено в отношении умершего лица, кроме случаев, когда это необходимо для реабилитации умершего;

5) за отсутствием заявления потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения (кроме случаев возбуждения уголовных дел данной категории прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора ч. 4 ст. 20 УПК);

6) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, судьи, следователя, адвоката или прокурора либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, либо судьи.

Также уголовное дело подлежит прекращению в случае принятия нового уголовного закона, устраняющего преступность деяния, если он принят до вступления приговора по делу в законную силу.

Законодатель предусмотрел также основания прекращения уголовного преследования в отношении конкретного лица (ст. 27 УПК РФ), к ним относятся:

1) непричастность к совершению преступления, т.е. если в ходе расследования уголовного дела будет установлено, что лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело либо предъявлено обвинение, к совершению преступления непричастно;

2) вследствие акта амнистии - акта высшего органа государственной власти. В случае, если актом амнистии полностью исключается наказание, а преступление совершено до издания данного акта - уголовное дело не возбуждается, а возбужденное дело подлежит прекращению. Для прекращения уголовного дела по данному основанию необходимо согласие обвиняемого, при наличии возражений расследование и рассмотрение дела идет обычным порядком;

3) в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор (никто не может быть осужден дважды за одно и то же преступление - ст. 50 Конституции РФ), либо определение суда или постановление судьи, не отмененное постановление органа дознания, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;

4) отказ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.

Уголовное преследование в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния предусмотренного уголовным кодексом Российской Федерации возраста, с которого наступает уголовная ответственность, подлежит прекращению. По этому же основанию подлежит прекращению уголовное преследование также и в отношении несовершеннолетнего, который, хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

При отсутствии основания к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь, дознаватель выносят мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с обвинением в его совершении конкретного лица или лиц, прокурор, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложную информацию о преступлении.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд (ст. 148 УПК).

Прокурор рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования (ст. 124 УПК).

Если прокурор приходит к выводу об обоснованности жалобы, он отменяет постановление дознавателя или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки.

Постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования. Такая жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя или прокурора. Судья проверяет законность и обоснованность решений дознавателя, следователя, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым решением, а также с участием прокурора. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Копии постановления судьи направляются заявителю и прокурору (ст. 125 УПК).

Согласно ст. 149 УПК РФ после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела:

1) прокурор направляет уголовное дело следователю или органу дознания для производства предварительного расследования;

2) следователь приступает к производству предварительного следствия;

3) орган дознания выполняет неотложные следственные действия и направляет уголовное дело прокурору, либо производит дознание.

1. Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Курс российского уголовного права: В 2 т. Т. 1. Общая часть. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА. - М), 2001. - С. 126.

2. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева; Науч. ред. В.П. Божьев. - М.: Спарк, 2003. - С. 159.

Источник:

theoldtree.ru

Другие статьи

2 порядок возбуждения уголовного дела

Клим А. М. Криминалистическая методика расследования злоупотребления властью или служебными полномочиями / Под ред. В. Ф. Ермоловича. Минск: с 1.2. Порядок Возбуждения уголовного дела.

Анализ практики расследования преступлений, связанных со злоупотреблением служебным положением свидетельствует, что значительная часть сотрудников органов дознания допускают ошибки и испытывают затруднения в принятии основных процессуальных решений по существу рассматриваемого материала.

Как было отмечено выше уголовные дела по признакам статьи 166 УК Республики Беларусь чаще всего возбуждались по материалам проверок (ревизий) контролирующих органов, ведомственных проверок, по заявлениям и письмам граждан, сообщениям в средствах массовой информации.

Заявителю выдается документ о регистрации принятого заявления или сообщения о преступлении, в котором указывается должностное лицо, принявшее информацию о преступлении, и время ее регистрации. Необоснованный отказ в приеме заявления или сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору в соответствии со статьями 139—143 УПК Республики Беларусь.

Если заявление или сообщение о злоупотреблении властью или служебными полномочиями вызывает сомнения в наличии преступного деяния, производится проверка поступившей информации о преступлении. Законом разрешено в ходе этой проверки в целях восполнения полученных сведений о преступлении производить следующие действия:

1) получать объяснения у очевидцев и других лиц;

2) истребовать дополнительные документы от граждан и должностных лиц;

3) запросить характеристики, справки о судимости;

4) произвести инвентаризацию, ревизию и другие, не являющиеся следственными, действия;

5) кроме того, в порядке исключения до возбуждения уголовного дела законом разрешены также такие следственные действия, как осмотр места происшествия и экспертиза. Причем согласно части 2 статьи 226 УПК Республики Беларусь разрешены не все виды экспертиз, а только те, которые касаются определения причин смерти и степени тяжести телесных повреждений, а также иные экспертизы, выводы которых могут иметь существенное значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

6) в новом уголовно-процессуальном законе предусмотрена норма, разрешающая до возбуждения уголовного дела задержание лица в связи с непосредственно возникшим подозрением в совершении им преступления, т.е. застигнутого при совершении преступления или, если на нем обнаружены явные следы преступления и т.п. (ст. 108 УПК Республики Беларусь).

По результатам проверки заявлений и сообщений о злоупотреблении властью или служебными полномочиями выносится согласно статье 174 УПК РБ одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела и о передаче заявления или сообщения о преступлении по подследственности, о чем во всех трех случаях выносится мотивированное постановление.

При наличии вышеуказанных поводов и оснований возбуждается уголовное дело, о чем выносится постановление следователя, органа дознания или прокурора. Данное постановление (применительно к рассматриваемому составу преступления) целесообразно выносить не в отношении определен­ного лица, а по факту совершенного преступления. Это обусловлено тем, что, во-первых, в большинстве случаев не известно лицо, совершившее преступление, а во-вторых, согласно принципу презумпции невиновности признание лица по­дозреваемым, обвиняемым и виновным в совершении преступления предопределяет наличие соответствующих оснований и условий, которых нет на момент возбуждения уголовного дела.

Однако закон разрешает вынесение постановления о возбуждении уголовного дела и в отношении лица, подозреваемого в совершении злоупотреблений. Это относится к тем случаям, когда речь идет о конкретном лице, не исполняющем предписания уголовного закона.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указывается время и место его вынесения, кем оно составлено, повод и основание к возбуждению уголовного дела, статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждается, а также дальнейшее направление дела. Согласно статье 177 УПК Республики Беларусь, если уголовное дело возбудил прокурор, он направляет дело следователю или органу дознания для производства соответственно предварительного следствия или дознания или сам приступает к производству предварительного следствия; если дело возбудил следователь, он принимает его к своему производству и приступает к предварительному следствию. При возбуждении уголовного дела по признакам статьи 424 УК Республики Беларусь органом дознания дознаватель производит неотложные следственные действия, после чего дело направляется следователю.

Копия постановления о возбуждении уголовного дела в течение 24 часов направляется прокурору и о принятом решении сообщается заявителю (ч. 2 ст. 175 УПК Республики Беларусь). По просьбе подозреваемого, т.е. лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело, ему согласно пункту 1 части 2 статьи 41 УПК Республики Беларусь вручается копия постановления о возбуждении уголовного дела.

Злоупотребление властью или служебным положением, не связанное с совершением других корыстных преступлений, встречалось в следственной практике не так часто. Возбуждались дела этой категории, как правило, по выявленным фактам незаконного использования должностным лицом своих полномочий, нарушения предоставленных прав и обязанностей в ущерб интересам государственных органов, общественных организаций и граждан.

Один из наиболее важных вопросов, который почти всегда приходится разрешать в стадии возбуждения уголовного дела, - это вопрос о существенности вреда, причиненного действием или бездействием должностного лица государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан.

Необходимость определения существенности вреда вытекает из требований закона, согласно которому уголовная ответственность за злоупотребления властью или служебными полномочиями может наступать только при наличии существенного вреда. Если наступивший вред (а не ущерб) не существенный, деяние относят к числу должностных проступков, а не преступлений и уголовное дело не возбуждается.

Таким образом, существенность вреда является одним из основных признаков исследуемого состава преступления состава преступления.

Как отмечено в постановлении №4 Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 4 июня 1993г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» 4 вред может выражаться не только в причинении материального ущерба, но и в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, государственных, общественных и других организаций, нарушении общественного порядка, сокрытии тяжких преступлений и т.п. Решая вопрос о том, является ли причиненный вред существенным, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п.

Исходя из судебной практике, сложившейся применительно к УК 1960г., в должностных преступлениях крупный или особо крупный размер материального ущерба всегда рассматривался как существенный вред. При определении существенности вреда нужно учитывать как прямой материальный ущерб, так и упущенную выгоду, которая может значительно превышать прямой ущерб.

Иногда, несмотря на незначительность суммы материального ущерба, вред может быть признан существенным, если испорченные, утраченные, незаконно переданные или полученные ценности выражаются большим количеством, объемом, или имеют важное народнохозяйственное значение.

Еще значительно большей сложностью отличается определение существенности нематериального вреда. Чтобы определить, какой вред причинен, существенный или нет, необходимо выяснить важность нарушенных прав и интересов граждан, какого числа людей касалось допущенное нарушение, скольким из них причинен вред, степень нарушения государственных и общественных интересов.

Нематериальный ущерб (вред) может быть физическим, моральным. Физический вред причиняется личности потерпевшего, моральный – как личности, так и государственным, общественным интересам. Любое должностное преступление причиняет моральный вред обществу, государству, подрывает авторитет их органов, поскольку совершается лицом, наделенным специальными полномочиями, обязанными выполнять определенные функции. Это необходимо учитывать при определении существенности нематериального вреда, причиняемого личности, с тем, чтобы во внимание принимались не только нарушенные права и интересы гражданина, но и ущерб интересам общества, государства.

При определении существенности морального вреда необходимо выяснить, какие права и интересы граждан были нарушены( трудовые, семейные, жилищные и т.д.) и насколько серьезно, какими мотивами руководствовалось должностное лицо, совершая злоупотребление, интересы скольких человек были нарушены, как долго в отношении их совершались неправомерные действия должностного лица.

В ряде случаев для признания нематериального вреда существенным бывает недостаточно одного факта правонарушения, тогда как при повторности, систематичности действий должностного лица, ущемляющих права и интересы граждан, деяние приобретает характер преступления. Например, задействование должностным лицом рабочих в личных целях по ремонту автомашины, принадлежащей ему на праве личной собственности, или на строительстве коттеджа и т.п. Здесь важно учесть, часто ли эти факты имели место, сколько человек работало, какие виды работ они выполняли, сколько на это потрачено рабочего времени и т.д.

1.3. Обстоятельства, подлежащие доказыванию, при раскрытии и расследовании злоупотребления властью или служебными полномочиями.

Анализ практики борьбы с отдельными видами преступлений свидетельствует о том, что допускаемые следователями и оперативными работниками ошибки процессуального и оперативно-тактического характера обуславливаются неумением сотрудников правильно формировать систему обстоятельств, подлежащих доказыванию и выяснению.

Важность знания этих обстоятельств предопределяется тем, что из их содержания с учетом анализа ситуации о событии преступления вытекает основная группа общих и частных задач, которые необходимо решать в процессе раскрытия и расследования того или иного уголовно наказуемого деяния.

Сформулировать названные обстоятельства, а затем определить, какие из них подлежат установлению при раскрытии и расследовании конкретного преступления, можно только при наличии глубоких и точных знаний по криминалистике, уголовному, уголовно-процессуальному и административному праву. 5

Исходя из вышеизложенного, рассмотрим обстоятельства, подлежащие доказыванию при раскрытии и расследовании злоупотреблений властью или служебными полномочиями.

Систематизацию обстоятельств, подлежащих доказыванию и выяснению по должностным преступлениям, целесообразно осуществлять применительно к элементам состава преступления и квалифицирующим его обстоятельствам, а затем пополнять информацией, связанной с обстоятельствами, отягчающими и смягчающими уголовную ответственность и наказание, институтами уголовного права, предусматривающими полное или частичное исключение уголовной ответственности и наказания.

Новый Уголовный кодекс Республики Беларусь формулирует злоупотребление властью или служебными полномочиями как «умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам» (статья 424 УК). Согласно диспозиции статьи для привлечения к ответственности за злоупотребление властью или служебным положением нужно доказать, что должностное лицо совершило действия вопреки интересам службы с использованием своих служебных полномочий и в результате этого был причинен ущерб в крупном размере или существенный вред правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам. Иначе состава преступления в соответствии со статьей 424 УК Республики Беларусь не будет.

При принятии решения о возбуждении уголовного дела наряду с другими обстоятельствами установлению подлежат объект и предмет преступного посягательства.

Непосредственным объектом исследуемого состава преступления (злоупотреблений властью или служебными полномочиями) является функционирование органов государственной власти или управления, учреждений, организаций либо предприятий (независимо от форм собственности) в соответствии с их правовым статусом.

Дополнительным объектом выступают охраняемые законом блага личности – жизнь, здоровье, собственность, конституционные права.

Согласно теории уголовного права известно, что объект преступления определяет характер его общественной опасности, является основанием для разграничения преступлений и одним из элементов основания уголовной ответственности, а также служит системообразующим критерием классификации преступлений.

Определение объекта преступного посягательства при злоупотреблении служебным положением помогает определить круг субъектов, которые могут нести ответственность за данный состав преступления и прогнозировать их причастность к конкретному виду преступления.

От объекта преступления необходимо отличать предмет преступления. В этом качестве выступают материальные предметы внешнего мира, на которые непосредственно воздействует преступник, осуществляя преступное посягательство на соответствующий объект. Предмет преступления может иметь важное уголовно-правовое значение, особенно для квалификации преступления, в тех случаях, когда он является признаком соответствующего состава преступления. Предмет преступления присутствует не в каждом преступлении, а только в тех, в которых преступное посягательство на объект преступления осуществляется через непосредственное воздействие на материальные предметы внешнего мира. В исследуемом составе преступления предмет преступления отсутствует.

Определяя перечень обстоятельств, подлежащих выяснению и доказыванию при раскрытии и расследовании злоупотреблений служебными полномочиями, следует, в первую очередь, исходить из объективной стороны данного преступления, которая складывается из совокупности трех обязательных признаков: 1) умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом действий (бездействия) с использованием своих служебных полномочий; 2) наступившие в результате этого общественно опасные последствия в виде причинения ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам и 3) причинной связью между деянием и последствием.

К уголовной ответственности за рассматриваемый вид должностного преступления виновное лицо может быть привлечено только в том случае, если вследствие его действий (бездействия) причинен ущерб в крупном размере или существенный вред правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

Согласно примечанию 2 к главе 35 «Преступления против интересов службы» нового Уголовного Кодекса крупным размером (ущербом) признается размер на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающий размер минимальной заработной платы, установленный на день совершения преступления.

Существенный вред правам и законным интересам граждан выражается в нарушении конституционных прав и свобод граждан. Он также может выражаться и в материальном ущербе, как в форме прямой потери имущества, так и в форме упущенной выгоды или недополучения доходов, которые могли бы быть получены. Существенный вред государственным или общественным интересам может проявляться и в подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, нарушении общественного порядка, сокрытии тяжких преступлений и т.п.

Решая вопрос о том, является ли причиненный вред существенным, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда.

Устанавливая характер конкретных неправильных служебных действий должностного лица, следует учитывать элементы объективной стороны рассматриваемого состава преступления:

а) какие конкретно неправильные служебные действия совершило должностное лицо (их характер, время, место осуществления и т.п.);

б) являются ли они результатом злоупотребления властью или служебным положением, или они произведены в результате непреступных нарушений организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей и должны повлечь за собой административную либо дисциплинарную ответственность.

Наиболее распространенными формами злоупотребления властью или служебным положением по данным судебной практики (применительно к старой редакции статьи и исходя из следственной практики) являются: сокрытие недостачи материальных ценностей, образовавшейся в результате халатного отношения к своим служебным обязанностям, неправомерное использование государственного или общественного имущества, нарушение штатно-финансовой дисциплины по месту службы, нарушение правил торговли, извлечение должностным лицом корыстной выгоды за счет государственных или общественных организаций, но без изъятия имущества, использование подчиненных или служебного транспорта в личных целях, обман и запутывание контролирующих и других органов при проведении ими проверок и т.п.

Служебное положение должностного лица определяется тем, что оно, являясь представителем власти или, занимая ту или иную должность в системе государственного или общественного аппарата управления, или по специальному полномочию, наделено соответствующими правами и исполняет определенные обязанности (компетенция субъекта). Помимо этого, занимая какую-то должность, субъект обладает определенным авторитетом, имеет служебные связи с другими должностными лицами, способен оказывать влияние, благодаря чему располагает рядом возможностей, отсутствующих у других лиц, не занимающих данную должность. Поэтому использование субъектом своих служебных полномочий - это использование им тех прав или «фантастических» возможностей, которыми он обладает именно в связи с занимаемой должностью. Если бы субъект не занимал эту должность, то подобных возможностей он же не имел бы вообще или имел в меньшей степени.

Бесспорно то, что использование служебных полномочий имеет место, когда субъект совершает действия, или уклоняется от совершения действия, входящих в пределы его должностной компетенции как лица, являющегося представителем власти или наделенного организационно-распорядительными или административно-хозяйственными правами и обязанностями.

В теории уголовного права 6 и следственно-судебной практике, использование служебного положения понимается более широко, чем только совершение действий, входящих в круг служебных обязанностей должностного лица. Сюда относятся и случаи, когда субъект действует с превышением своей служебной компетенции, а также когда он, используя авторитет своей должности и возможностями, которыми он обладает как представитель власти или лицо, наделенное организационно-распорядительными или административно-хозяйственными правами и обязанностями, оказывает влияние на других, компетентных в данном случае должностных лиц, побуждая их к соответствующему служебному действию.

Следует особо подчеркнуть необходимость установления в процессе расследования причинной связи между действием (бездействием) должностного лица и наступившим последствием. На практике нередко допускается ошибка. Устанавливается лишь факт причинения существенного вреда без исследования вопроса о причинной связи его и деятельностью должностного лица. Следует в ходе расследования собрать объективные данные позволяющие судить о том, наступили ли вредные последствия в результате действий должностного лица, или они были вызваны другими причинами, или же эти последствия возникли как в результате действий должностного лица, так и в результате иных причин.

Состав злоупотребления властью или служебными полномочиями: материальный. Преступление признаётся оконченным с момента фактического причинения вреда, указанного в законе.

Несмотря на то, что факультативные признаки объективной стороны не присущи данному составу преступления, в процессе расследования подлежит точно установить время и место совершения злоупотреблений служебным положением, учитывая, что они очень часто совершаются систематически в течение длительного промежутка времени.

Согласно теории уголовного права субъектом преступления признается лицо, совершившее запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие) и способное нести за него уголовную ответственность 7 . Субъект рассматриваемого преступления - специальный, достигший 16 лет и являющийся только должностным лицом.

В процессе расследования следует также установить, как характеризуется должностное лицо, обвиняемое в совершении рассматриваемого преступления. Собирая эти данные, следует выяснить характер его прошлой служебной деятельности, деловые качества. Эти сведения можно почерпнуть из материалов его личного дела.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Уголовного Кодекса под должностными лицами понимаются:

1)представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;

2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;

3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершении юридически значимых действий.

Как и ранее, под организационно - распорядительными обязанностями понимаются функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников. Эти функции осуществляют такие категории работников, как руководители учреждений, организаций либо предприятий (независимо от форм собственности) и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами и т.п.), их заместители, руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры).

Под административно-хозяйственными обязанностями следует понимать полномочия, связанные с управлением или распоряжением государственным, кооперативным, общественным и другим имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля за этими операциями, организация бытового обслуживания населения и т.д. Такими полномочиями в том или ином объёме обладают начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими, ателье, ведомственные ревизоры и контролёры и др.

Необходимо иметь в виду, что лица, выполняющие в учреждениях, организациях или на предприятиях, независимо от форм собственности, функции организационно - распорядительного или административно-хозяйственного характера признаются должностными лицами.

В соответствии с законом к числу субъектов должностного преступления наряду с лицами, постоянно или временно выполняющими властные функции либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в силу занимаемой должности, относятся также лица, которые выполняют указанные обязанности в порядке возложенных на них специальных полномочий.

Должностными также признаются лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (способны порождать, изменять или прекращать какие-либо правоотношения). В соответствии с этим субъект, наделенный правом от имени государства (или негосударственной структуры) правом совершать действия, влекущие правовые последствия для других граждан, может быть признан должностным лицом (например, врач – за злоупотребление полномочиями, связанными с выдачей листков нетрудоспособности или с участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель – за нарушение обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии; учитель или воспитатель - за неисполнение возложенных на них обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время проведения мероприятий или занятий).

Субъективная сторона злоупотребления властью или служебным положением характеризуется прямым или косвенным умыслом 8 .

Содержание умысла: лицо сознаёт, что использует служебное положение вопреки интересам службы, предвидит, что в результате его действий или бездействия будет причинен крупный ущерб или существенный вред правам или законным интересам граждан, государственным или общественным интересам, и желает или сознательно допускает их наступления.

Источник:

refdb.ru