Портал правовой информации

субъекты земельных споров

Категория: Земельные вопросы

Описание

Понятие и виды земельных споров

Понятие и виды земельных споров;

В соответствии со ст.64 земельного кодекса разрешение земельных споров осуществляется в судебном порядке.

Споры между гражданами разрешаются судами общей юрисдикции.

Споры с участием юридических лиц разрешаются Арбитражными судами. Земельный спор - это правоотношение, регулируемое и разрешаемое на основании норм земельного, гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права, возникающее между индивидами или группами лиц, органами государственной власти и местного самоуправления по поводу нарушения или оспаривания их субъективных прав на землю и законных интересов.

Классификация земельных споров может быть осуществлена по различным основаниям: возникновение, объект, субъект спора и т.д.

В зависимости от основания возникновения прав на земельные участки, споры можно классифицировать на споры:

1) о праве собственности на земельный участок, в том числе:

- о признании права на земельный участок (ст. 59 ЗК РФ);

- об отводе земельного участка;

- об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

2) о праве владения, в том числе:

- о пожизненном наследуемом владении;

- об истребовании земельного участка или его части из чужого незаконного владения - виндикационный иск, всплеск которых происходит в настоящее время в районных судах г. Москвы. Управы районов подают заявления о сносе самовольно возведенного металлического тента типа "Ракушка" и самовольном занятии земельных участков. Граждане устанавливают подобные гаражи без соответствующих разрешительных документов, самовольно, суды же обязуют их демонтировать, в противном случае они сносятся, и др.;

3) о праве пользования, в том числе:

- о праве постоянного бессрочного пользования;

- об устранении препятствий и помех в пользовании земельным участком, при нарушении отдельных правомочий субъекта - негаторный иск и др.;

Например, Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 ноября 2004 г. N КА-А41/7464-04 <*> удовлетворен иск о признании недействительным постановления районной администрации об установлении публичного сервитута на земельный участок, поскольку администрацией не доказано возможности проведения работ по прокладке канализации только по территории кооператива. Примером отказа в удовлетворении иска является решение арбитражного суда Волгоградской области от 3 апреля 2003 г. В мотивировочной части решения суд разъясняет, что установление публичного сервитута не нарушает прав заявителя и не противоречит законодательству.

В последнее время ведется полемика по поводу необходимости вынесения судами решений о понуждении к заключению сервитутов. Это обстоятельство связано с общественными нуждами, на которые зачастую не хватает выделенных земель. В этом веянии есть как положительные, так и отрицательные аспекты. Разумеется, землепользователь, которого захотят обязать По решению суда заключить сервитут, будет против. Тем не менее плюсом нововведения будет возможность разрешения дорожных проблем и др.;

- иные земельные права, не связанные с возникновением прав на земельные участки;

6) о возмещении затрат по освоению земельных участков;

7) о возмещении убытков, причиненных в ходе осуществления земельных правоотношений (ст. 62), в том числе:

- при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Особо заметим п. 3, 4 ст. 57 ЗК РФ, которые указывают, каким образом должны возмещаться убытки, причиненные действиями госорганов или органов местного самоуправления, для более подробных расчетов ЗК РФ отсылает нас к Постановлению Правительства РФ (Постановление Совета Министров Правительства РФ от 28 января 1993 г. N 77 "Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства");

- при ином правомерном использовании;

- при неправомерном использовании, в том числе восстановление положения, нарушенного правонарушением (ст. 60 ЗК РФ), и др.;

8) жалобы на действие, бездействие госорганов и органов местного самоуправления, признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного самоуправления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы гражданина или юридического лица (ст. 61 ЗК РФ), и иные.

Еще одним основанием классификации целесообразно назвать классификацию по субъекту спора. Значение классификации по данному признаку заключается в определении подведомственности и подсудности земельных споров в зависимости от того, кто является субъектами данных споров, а следовательно, установление порядка разрешения конкретных споров.

С этой точки зрения следует выделить споры, в которых обеими сторонами выступают госорганы или органы местного самоуправления, второй вариант - когда они являются только одной из сторон, третий - споры, возникающие между землепользователями.

В свою очередь, споры землепользователей между собой можно разграничить в зависимости от того, принадлежат ли их земли к одной категории или же к различным. По этому признаку можно выделить споры с однородным субъектным составом: между сельскохозяйственными производственными кооперативами, между гражданами, между крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и т.д., а также споры субъектов сельскохозяйственного производства различных организационно-правовых форм.

Также можно выделить споры между различными предприятиями и учреждениями, принадлежащими к одному ведомству, и споры между различными ведомствами или предприятиями и учреждениями - на уровне региона или Российской Федерации.

Классифицировать земельные споры можно также по признаку принадлежности объекта спора к определенной категории земельного фонда.

По объекту земельные споры можно разделить на споры о земле как о природном объекте и природном ресурсе (такие споры чаще всего возникают при нарушении режимов использования и охраны земли) и споры о земле как об объекте недвижимого имущества (споры, связанные с куплей-продажей, меной, дарением, залогом, завещанием, арендой и другими гражданско-правовыми сделками).

Помимо названных выше классификаций земельных споров в юридической литературе существует деление земельных споров по группам. Необходимо отметить точку зрения специалистов, подразделяющих земельные споры на три или четыре группы. В.В. Романов предлагает классифицировать земельные споры на три группы: земельные споры, земельно-имущественные споры и имущественные споры, возникающие из земельных отношений <*>.

Источник:

studopedia.su

Другие статьи

Решение земельных споров, Вопросы для самоконтроля и семинара с разделом 6 - Земельное право - Корнеев ЮВ Библиотека русских учебников

субъекты земельных споров 4 РЕШЕНИЕ земельных споров

Еще одним важным способом обеспечения земельных прав субъектов является решение земельных споров компетентными органами в установленном порядке Этот вопрос регулирует раздел 5 ЗК Украины, что свидетельствует о том е, институт земельных споров является одним из разновидностей гарантий прав на землю.

Земельные споры - это споры, возникающие между физическими или юридическими лицами по поводу владения, пользования или распоряжения земельным участком, находящимся у них на праве собственности или пользования ния, и которые решают исключительно суды, органы местного самоуправления и органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов Кроме того, земельные споры - это особый вид правоотношений по решению ко нфликту, который возникает в связи с нарушением прав и законных интересов собственников земельных участков, землепользователей, в том числе и арендаторов земельных участков и других субъектов земельных правоотношения осин.

Причины возникновения земельных споров могут быть различными распространенными из них являются:

- неурегулированность соответствующих отношений действующим законодательством;

- внутренняя противоречивость норм земельного законодательства, регулирующих однотипные отношения;

- противоречивость между нормами земельного права и нормами других природноресурсових отраслей права, регулирующих близкие по смыслу положения;

- различия в понимании положений законодательства и недостаточная правовая осведомленность участников земельно-правовых споров

Земельный спор возникает по поводу действительного или возможного нарушения конкретных земельных прав субъекта, причем в последнем случае спор рассматривается до фактического выяснения обстоятельств, подтверждаю ют, что действительного нарушения земельного права нет.

Сущность решения земельного спора компетентным органом состоит в выяснении содержания и границ полномочий сторон спора и установлении их обязательств определенных правоотношений

Предметом земельного спора является заявленное требование субъекта этих правоотношений в компетентный орган по обеспечению реализации принадлежащих ему субъективных прав, а в некоторых случаях - об обязательстве др. Других субъектов спора следовать обязанностей, определенных законодательство.

Земельные споры неоднородны по своему составу Среди совокупности земельных споров самостоятельное место занимают споры:

- по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности;

- о разграничении территорий сел, поселков, городов, районов и областей;

- возникающие из-за несогласия собственников земли или землепользователей с решением органов государственной власти по вопросам земельных ресурсов или органов местного самоуправления;

- по поводу аренды земельных участков

Учитывая содержание, субъектов спора и другие основания, их можно классифицировать на отдельные группы частности, по субъектному составу: споры, возникающие между гражданами, юридическими лицами, территориальными гром мадам, административно-территориальными единицами, между гражданами и юридическими лицами, споры с участием государственных и иных органов, которых наделен полномочиями по решению земельных спорев.

По смыслу можно выделить такие споры: связанные с приватизацией земель государственной и коммунальной собственности, споры о принадлежности земельной доли (пая); имущественные споры, связанные с земельными отношениям м.

Учитывая, что земля является не только территориальным базисом и основным средством производства, но и составляющей единой экологической системы, земельный спор можно считать разновидностью эколого-правового спора На эти й основании всю совокупность земельных споров по своей направленности можно разделить на две группы - собственно земельные споры и земельные споры экологическое направлениея.

К первой группе относятся споры относительно нарушения требований рационального использования земель, прав и законных интересов собственников земли, землепользователей, в том числе и арендаторов

Возникновение споров второй группы связано с негативным влиянием на состояние земель как элемент окружающей среды Это споры по поводу порчи сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их химическими и радиоакт ными веществами, производственными отходами, сточными водами и ин.

Земельные споры решают уполномоченные органы в порядке, установленном законом Так, согласно ст 158 ЗК Украины земельные споры решают суды, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти с по вопросам земельных ресурсов Учитывая конституционное положение о том, что юрисдикция судов распространяется на все правоотношения (ч. 2 ст 124 Конституции Украины), следует отметить, что удельный вес земел ьних споров, которые решают суды, растет Вместе с тем ч. 2 ст 158 ЗК Украины предусматривает, что отдельную категорию земельных споров должны рассматривать исключительно суды, в частности судебному разрешению подлежат земе ные споры по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, а также споры о разграничении территорий сел, поселков, городов, рай онов и областеобластей.

Этот перечень является исчерпывающим Таким образом, суд рассматривает исключительно ему подведомственны споры, предусмотренные п2 ст158 ЗК Украины:

- жалобы на решения, принятые во внесудебном порядке;

- земельные споры, подведомственные органам местного самоуправления, но стороны непосредственно обратились в суд (земельные споры в пределах населенных пунктов относительно границ земельных участков, находящихся в собств ности или пользовании граждан, соблюдения гражданами правил добрососедства, а также споры о размежевании границ районов в городах)

- земельные споры, подведомственные органам исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, но стороны также обратились непосредственно в суд (споры относительно границ земельных участков за пределами населенных пунктов, обм межень в использовании земель и земельных сервитутов)

- имущественные споры, связанные с земельными отношениями (требования о возмещении убытков, причиненных изъятием или выкупом земельного участка для государственных или общественных нужд и т.д.)

Хотя судебную защиту обеспечивает максимум гарантий носителям земельных прав, а практика показывает, что восстановление нарушенных земельных прав в судебном порядке эффективным и квалифицированным, и все же ЗК Украины аины не исключает решения земельных споров в административном порядке, т.е. уполномоченными органами местного самоуправления и органами государственной власти по вопросам земельных ресурсе.

Статья 12 Кодекса относит решение земельных споров к полномочиям сельских, поселковых и городских советов Эти органы местного самоуправления решают только те споры в пределах соответствующих населенных пунктов в, которые вошли в перечень ч С в 158 ЗК Украины Этот перечень включает споры относительно границ земельных участков, находящихся в собственности и пользовании граждан, и соблюдения гражданами правил добросусидс тва, а также споры о разграничении районов в городастах.

Определенными полномочиями по решению земельных споров наделены органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов Так, согласно ч 4 ст 158 ЗК Украины они решают споры относительно границ земельных дел участков за пределами населенных пунктов, расположении ограничений в использовании земель и земельных сервитутов Центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов является Государственный комитет Украины по зе ные ресурсам (Госкомзем Украины), деятельность которого направляет и координирует Кабинет Министров Украины через Министерство экологии и природных ресурсов Украиныаїни.

Порядок рассмотрения земельных споров указанными органами установлен в 159 ЗК Украины В этом случае субъектами, участвующими в решении земельного спора, является заявитель, ответчик или уполномоченные ни ими представители, субъекты, которые решают спор, а также субъекты, которые не заинтересованы в рассмотрении спора, но их участие является вспомогательной в разрешении спора (эксперты, свидетели) и иін.

Решение земельного спора связано с соблюдением требований определенной процессуальной формы, которая осуществляется в рамках следующих стадий: возбуждение дела, подготовка к рассмотрению; рассмотрение и разрешение спора по существу и принятия решения; обжалования решения; исполнении решения.

Стороны спора согласно ст 160 ЗК Украины имеют право знакомиться с материалами дела, лично участвовать в рассмотрении спора, по собственной инициативе или по требованию компетентного органа предоставлять ин мации, которая имеет значение для разрешения спора, получать копию решения по земельному спору, а в случае несогласия с этим решением, обжаловать его, тощо.

Решение, которое принимает компетентный орган результате рассмотрения земельного спора, должна соответствовать общим требованиям, установленным законом Оно вступает в силу с момента принятия и передается сторонам сп время в пятидневный срок после его принятияя.

Как отмечалось выше, в случае если сторона (стороны) не согласна с решением, он имеет право обжаловать его в вышестоящий орган или в судебном порядке Обжалование решений органов исполнительной власти по пит тай земельных ресурсов или органов местного самоуправления в суде приостанавливает их исполнениия.

Вынесенное судом решение можно обжаловать в месячный срок со следующего дня после объявления в соответствующем апелляционном суде

отношении земельных споров, сторонами которых выступают юридические лица или граждане - субъекты предпринимательской деятельности, то их решают хозяйственные суды

Исполнение судебного решения предусматривает меры по обеспечению восстановления нарушенных прав и законных интересов собственников земли, землепользователей, арендаторов земельных участков и осуществляется в соответствии в Закону Украины"Об исполнительном производстве"от 21 апреля 1999 рок 1999 року.

Вопросы для самоконтроля и семинара с разделом 6

1 Как вы понимаете термин"гарантии"относительно права собственности на землю?

2 Какие вы знаете виды гарантий защиты прав на землю?

3 Назовите случаи, когда владелец может быть лишен права собственности на землю

4 Каким основания обращения в суд за разрешением земельных споров?

5 Какие вы знаете способы защиты земельных прав?

6 Какие действия в соответствии с земельным законодательством неправомерно ограничивают права собственников земли и землепользователей?

7 В каком порядке осуществляется защита прав на землю?

8 В чем заключается сущность вещественно-правовых способов защиты прав на землю?

9 Какие способы защиты прав является обязательственно-правовыми?

10 Название круг субъектов, на которых закон возлагает обязанность возмещать ущерб собственникам земли и землепользователям

11 Что принято понимать под убытками?

12 Что означает"возмещения убытков в натуре\"?

13 Как классифицируют земельные споры?

14 Что может стать предметом земельного спора?

15 Какие права, определенные земельным законодательством, имеют стороны земельного спора?

16 Какие споры считают спорами экологического направления?

17 Какие органы решают земельные споры?

18 Какие органы решают споры в административном порядке?

19 названий субъектов земельного спора

Источник:

uchebnikionline.com

Земельные споры Воронеж, защита прав на землю

Земельные споры

Земельные споры – вид конфликта, возникающий у собственников земельных участков в связи с нарушением его прав и законных интересов на принадлежащие ему земельные территории. Нередко у собственников смежных земельных участков возникают конфликты относительно прохождения границ этих земельных участков и в результате этого законности нахождения на них каких-либо построек. Такие конфликты решаются миром, если собственники смежных земельных участков относятся доброжелательно друг к другу, но бывает и так, что они перерастают в официальные судебные земельные споры.

Наша страна занимает 1/7 часть суши, что делает ее самой обширной страной мира. В ней проживает приблизительно около 143 миллионов человек населения и в этой связи на душу населения в России получается достаточно большое количество земли. Но это не означает, что цена на землю должна быть низкой. Если взглянуть с другой стороны, то получается что все производство, торговля, услуги, развлечения и любые другие блага в основном сосредоточены в крупных и малых городах. Из этого и следует, что наибольшую ценность имеет земля, находящаяся именно в городах. Также немаловажно, что к примеру в Тайге никто не судится относительно границ земельных участков и расположения на них объектов недвижимого имущества, а в городах споры возникают даже за 1 кв.м.

Объекты и субъекты земельных споров

Следует также различать объёкты и субъекты в спорах по земельным вопросам. Сегодня главные объекты споров в этой области – это непосредственно земля и земельные участки.

Субъектами в земельных вопросах могут выступать:

Распространённые вопросы споров по земельным участкам

Основания для возникновения земельного спора являются несоблюдение одним или несколькими субъектами прав действующего законодательства. Притязания возникают относительно:

  • приобретения прав собственности
  • прекращения прав собственности
  • владения, пользования и распоряжения объектами недвижимого имущества
  • возникновения обязательств вследствие причинённого ущерба (вреда)

Для разрешение вопросов, связанных с спорами за землю, у нашей компании имеется достаточно опыта и квалифицированных специалистов. Вы можете полагаться на нас:

  • в юридическом консультировании
  • в составлении претензии, исковых заявлений
  • в сборе необходимых доказательств
  • в участии в судебном заседании
  • в обжаловании имеющихся судебных решений

Все наши действия относительно разрешения спора будут регламентированы договором на оказание юридических услуг. В нем тщательным образом будет оговорен круг обязанностей, исполняемых работ специалистами «Правового центра Дивиус». Мы заинтересованы в защите земельных прав наших заказчиков, в их справедливых притязаниях на владение земельным участком.

Есть вопрос?

Получите ответ, заполнив форму по ссылке ниже

Читать в блоге: Наша практика: Консалтинговая группа Дивиус О компании Частые обращения

Возникли вопросы? Жмите на ссылку, мы перезвоним!

Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, принадлежат ООО «ПЦ Дивиус» и не подлежат использованию никем другим ни в какой форме без письменного разрешения правообладателя.

Уважаемый Username, Ваша подписка активирована

Благодарим Вас за интерес к нашей компании!

Благодарим Вас за интерес к нашей компании!

Вам перезвонят менее, чем через минуту.

вы заказали бесплатный расчет экономии земельного налога

Результат будет готов завтра, мы с Вами свяжемся по указанному телефону.

Спасибо за доверие к нашей компании!

Ваш вопрос будет обработан в ближайшее время.

Вы руководитель ?

Узнайте, как оптимизировать налоги законным способом

Вы бухгалтер или финансовый директор ?

Получите действенные рекомендации по уменьшению налогооблагаемой базы

Узнайте о законных способах минимизации налогообложения

Вы секретарь или помощник руководителя ?

Получите благодарность руководства и бесплатный расчет экономии

Источник:

divius.ru

Контрольная работа - Земельный процесс

Контрольная работа - Земельный процесс. Его нормы и виды

ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

по дисциплине: Земельное право

Павлодар 2009 г.

Земельный процесс. Его нормы и виды

Понятие земельно-правовых споров.

Классификация земельно-правовых споров.

Разрешение земельных споров.

Подсудность земельных споров.

Порядок разрешения земельных споров.

Правовой режим земель лесного фонда

Земельный спор представляет собой притязание двух и более субъектов земельных правоотношений на обладание, обеспечение и реализацию определенных земельных прав и законных интересов. Земельные споры, как правило, возникают по вопросам возникнове­ния, изменения, прекращения и реализации права собственности, землепользования и иных вещных прав на землю. Земельные споры могут возникнуть как в связи с реализацией принадлежащих субъек­ту земельных прав, так и в связи с приобретением субъективных прав на землю. Земельные споры выступают не только по поводу реали­зации или приобретения субъективных прав на землю, но и по воп­росам обеспечения правового режима земель. Предметом земельного спора выступают общественные отношения, возникающие по пово­ду правовой принадлежности земельного участка, режима его ис­пользования и охраны, границ и размеров, условий осуществления правомочий собственника и землепользователя и т.д.

Классификация земельно-правовых споров

Для определения предмета и направленности земельных споров, установления их подсудности и правильного разрешения в процессе рассмотрения важное значение имеет классификация земель­но-правовых споров. Земельные споры могут быть классифициро­ваны по различным основаниям: в зависимости от порядка их рассмотрения; по характеру, объекту, субъекту спора, предмету и дру­гим основаниям.

Разрешение земельных споров как способ государственного регу­лирования и упорядочения земельных отношений, непосредственно направлено на защиту земельных прав и интересов субъектов земельных правоотношений, включает в себя совокупность охрани­тельно-регулятивных правовых средств по пресечению противо­правных деяний, восстановлению нарушенных прав, исполнению на­рушенных обязательств, обеспеченных силой государственного при­нуждения.

При принятии исковых заявлений по заявленным спорам важное значение имеет предварительное определение их подсудности. В со­ответствии со статьей 28 ГПК РК областным и приравненным к ним судам подсудны дела: по земельным спорам, сторонами в которых являются юридические лица, граждане осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при цене иска, превышающей пять тысяч месячных расчетных показателей, установленных законом на момент подачи заявления; одной из сторон в которых является международная или иностранная организация; об оспаривании решений и актов областных и приравненных к ним пред­ставительных и исполнительных государственных органов и их долж­ностных лиц. Верховный Суд Республики Казахстан в соответствии со статьей 29 ГПК РК рассматривает по первой инстанции дела об оспаривании: нормативных правовых актов Правительства Республики Казахстан; нормативных правовых актов министерств других республиканских исполнительных органов и органов, подчиненных, подотчетных непосредственно Президенту Республики Казахстан. Указанные дела подсудны Верховному Суду Республики Казахстан той части, в какой это не входит в компетенцию Конституционного Совета Республики Казахстан.

Порядок разрешения земельных споров

Разрешение земельных споров состоит из определенных обяза­тельных действий участников урегулирования земельно-правового спора. Характер и последовательность действий урегулированы нор­мами земельного, гражданского и гражданско-процессуального за­конодательства. Рассмотрение земельных споров основывается на принципах:

Глава 14 Земельного кодекса Республики Казахстан рассматривает основные положения правового регулирования земель лесного фонда, находящегося в ведении Республики Казахстан.

процессуальную определенность рассмотрения ходатайств граждан и юридических лиц о предоставлении им государством земельных прав;

конкретность оснований и условий наделения граждан и юридичес­ких лиц земельными правами;

исчерпывающий характер перечня слу­чаев прекращения или ограничения земельных прав государством; запрет на вмешательство в деятельность субъектов земельных прав без оснований, прямо указанных в законе;

усложненную процедуру ограничения или прекращения земельных прав;

обязательность госу­дарственной регистрации земельных прав;

адекватные имуществен­ные и иные обязательства государства, сопровождающие процесс ограничения или прекращения земельных прав;

гарантии судебной и иной защиты земельных прав;

неотчуждаемость права на повторное приобретение земельных прав;

обязательность предварительного юри­дического подтверждения необходимости и неизбежности ограниче­ния или прекращения земельных прав в публичных интересах; зависимость действий государства при определении им юридической судьбы земельных участков от волеизъявления собственников и зем­лепользователей.

Изложенные правовые гарантии основываются и вытекают из конституционных положений об имущественных и иных правах граж­дан Республики Казахстан и других субъектов.

Конституция Республики Казахстан

от 30 августа 1995 года,

Земельный кодекс Республики Казахстан

от 20 июня 2003 года N 442,

Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть)

от 27 декабря 1994 г. –

Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан

от 13 июля 1999 года № 411-I.

Земельное право Республики Казахстан (Общая часть).

Земельное право Республики Казахстан (Особенная часть).

1 Статья 129 Земельного кодекса РК от 20 июня 2003 года N 442.

2 Статья 130 Земельного кодекса РК от 20 июня 2003 года N 442.

3 Статья 131 Земельного кодекса РК от 20 июня 2003 года N 442.

Источник:

rushkolnik.ru