Портал правовой информации

Возмещение Ущерба При Дтп По Вине Дорожных Служб

Категория: Автоюрист

Описание

Инструкция по возмещению ущерба за повреждение автомобиля по вине коммунальных и дорожных служб

LSD-520i › Blog › Инструкция по возмещению ущерба за повреждение автомобиля по вине коммунальных и дорожных служб.

Лопнуло колесо, повредилась подвеска при въезде в незащищенный люк? Повредилась покрышка при наезде на трамвайные пути? Случилось ДТП из-за ямы? Сосульки, упавшее дерево… Как возместить ущерб?

1. Плохая дорога.

Если что-то произошло с машиной во время движения, важно оставаться на месте проишествия и сразу же вызвать ГИБДД. Обязательно сфотографируйте все, что случилось или запишите видео (лучше всего на видеорегистратор). Фото сделают и сотрудники ГИБДД, но личная запись пригодится на случай непредвиденных обстоятельств.

Для оформления документов нужны два свидетеля происшествия, ими имеют право быть ваши пассажиры или любые свидетели. При наличии КАСКО, звонок в страховую компанию и вызов представителя поможет спланировать дальнейшие действия и понять, нужно ли бороться дальше или страховка покроет ущерб.

Важно проследить, чтобы при оформлении протокола ГИБДД в нем были указаны все сведения о состоянии дороги (особенно размеры, характер и размещение дефектов дороги), показания свидетелей. По правилам, на месте проишествия должен присутствовать и представитель дорожной службы, если он не приехал, это также должно быть зафиксировано в документах. Водитель имеет право составить собственный акт видения проишествия с личной подписью и подписью двух свидетелей, он может пригодиться, если дело дойдет до суда.

Когда собраны все доказательства вины дорожной службы (после оформления всех документов водитель имеет право снять копии), на их основе пишется заявление о причиненном ущербе и требование добровольного его возмещения. Чтобы подсчитать сумму ущерба можно обратиться к независимым оценщикам либо на СТО.

Если претензия осталась без ответа, следующий шаг – обращение в суд. Можно обратиться в суд напрямую, а можно подать заявление в прокуратуру, а уже оттуда его передадут в суд.

2. Упавший предмет.

На машину упала сосулька или дерево? Главное правило здесь такое же, как при ДТП – не уезжать. Иначе доказать вину коммунальных служб будет сложно. На место проишествия эффективней будет вызвать милицию или дорожную службу, если вы были в пути. ГИБДД занимается нарушениями на дорогах, и подобные случаи не оформляет. Можно позвонить в страховую и узнать, как действовать дальше. Ведь даже при наличии КАСКО не факт, что падения сосулек или других инородных предметов на автомобиль зафиксировано в договоре, а, соответственно, на страховку можно не расчитывать.

Фото или видео с указанием времени — лучший помощник в спорных случаях, поэтому в ожидании полиции лучше сфотографировать автомобиль со всех сторон и найти свидетелей.

На основе протокола, который составит полиция, акта о вашем видении ситуации, протокола осмотра независимого эксперта (лучше вызвать его самостоятельно, для оценки ущерба) можно составлять претензию. Документ направляется тому учреждению, на балансе которого состоит здание или прилегающая территория, где была повреждена машина (эту информацию можно узнать в Росреестре). Если ответа не поступает – подается иск в суд.

Но нужно учитывать, что суд может не удовлетворить требования, если неприятность произошла не из-за халатности служб, а из-за форс-мажорных обстоятельств. Сюда относятся случаи, если дерево упало из-за урагана, но чтобы этот факт признали форс-мажором должно быть доказано, что дерево было здоровым. Также пострадавшие автомобилисты часто проигрывают суд, если доказано, что возле опасных мест висели предупреждающие таблички.

3. Возмещение ущерба реально!

Дорожные и коммунальные службы несут гражданскую ответственность за несоблюдение своих обязанностей. Поэтому если повреждения автомобиля не попали под страховой случай, вполне реально успешно побороться за свои права. Как правило, суды не отказывают автомобилистам в возмещении.

Если дело дошло до суда – важно сохранять все платежные документы, чеки, договоры, чтобы потом можно было возместить затраты. Не будут лишними услуги грамотного юриста – со специалистом дело может продвигаться быстрей. Справиться самостоятельно помогут различные юридические онлайн сервисы для автомобилистов.

Источник:

drive2.com

Другие статьи

Возмещение ущерба при дтп по вине дорожных служб

Возмещение ущерба вследствие вины дорожных служб

К сожалению, в нашей стране практически не найдется ни один водитель, который бы ни разу не вспомнил «добрым словом» сотрудников дорожных служб. Решить эту проблему на уровне отдельного пострадавшего из-за состояния дороги владельца автомобиля сложно, но если не бороться с этим явлением, ни к чему хорошему это не приведет. Виновник должен ответить за нарушения.

Причинами образовавшихся дорожных ям, ухабов и аварийного состояния дорог могут служить нарушения технологического процесса при их строительстве, использование материалов ненадлежащего качества и не отвечающих установленным нормам и стандартам, сложные погодные условия, особенности рельефа местности, а также другие негативные факторы. В любом случае, из-за плохой дороги, ям и провалов по вине дорожных служб страдают владельцы автомобилей. Как показывает статистика, неудовлетворительное качество дороги является причиной 15-20 % всех ДТП. Плохое состояние дорожного покрытия существенно увеличивает риск аварийности, приводит к вынужденному посещению шиномонтажных мастерских для ремонта легкосплавных дисков, в особенности большого радиуса, внеплановым поездкам на СТО, чтобы перебрать подвеску и ходовую часть автомобиля, а также другим непредвиденным расходам.

Каким образом водителю защитить свои права, если ДТП случилось в связи с плохим дорожным покрытием?

Как правильно на месте ДТП зафиксировать состояние дороги, чтобы выйти с иском в суд с требованием о возмещении причиненного ущерба?

Ответственность за плохое состояние дорожного покрытия

Если автомобилю нанесен ущерб из-за плохой дороги, дорожных ям или провалов по вине дорожно-эксплуатационных служб, владелец авто имеет право взыскать компенсацию ущерба с государства. Водитель может проколоть колесо, наехав на выбоину, вылететь в кювет из-за неубранных снежных куч или предупреждающих ограждений. В этих и подобных случаях по вине дорожных служб согласно законодательству РФ причиненный вред должен возмещаться водителю этими службами в полном объеме. Эта ответственность касается также различных организаций, работающих на дороге или рядом с дорогой, включая сотрудников ГИБДД.

Нормативная база и фиксация следов ДТП

Одним из главных условий взыскания компенсации ущерба из-за плохой дороги будет грамотный подход к этому вопросу.

Согласно законодательству ответственность за состояние и повреждения проезжей части дороги несут должностные лица дорожно-эксплуатационных организаций, осуществляющих ремонт или реконструкцию определенных участков дорог по долгосрочным или разовым договорам.

В гл. 28 НК РФ «Транспортный налог» ( ссылка ) законодателем указаны нормы, в соответствии с которыми каждый владелец автотранспортного средства (налогоплательщик) обязан уплачивать транспортный налог. Денежные средства, полученные как оплата налога, направляются далее на строительство, содержание, ремонт, а также реконструкцию дорог. Таким образом, если автовладелец обязан уплатить транспортный налог, то он имеет право на должное обеспечение состояния дорог которыми он пользуется.

Ст. 28 ФЗ РФ № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» ( ссылка ) определяет ответственность дорожных служб за ДТП, вызванные некачественным ремонтом или реконструкцией дороги: «Пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, вследствие нарушений технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог».

Требования к состоянию дорог определены ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». ГОСТом предусмотрено, что дорога должна быть обозначена соответствующими дорожными знаками, в условиях плохой видимости – дополнительно сигнальными огнями. Глубина дорожных ям не должна превышать 5 см, ширина – 60 см, длина – 15 см. Все остальные неровности, впадины и т.п. должны быть отмечены дорожными знаками или светоотражающими заграждениями.

ГОСТом 50597-93 также установлены сроки устранения ям и трещин: от 5 до 10 суток. На федеральных скоростных трассах этот срок составляет не более 5 суток.

Любое из отклонений от требований законодательства является поводом для того, чтобы привлечь дорожные службы к юридической ответственности.

После попадания автомобиля в яму (открытый люк), столкновения с препятствием вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей дорожными службами, необходимо незамедлительно вызывать ГИБДД для фиксации места ДТП с использованием технических средств, проведением фото и видео съемки, установлением свидетелей и очевидцев ДТП и их опросом, а также составлением процессуальных документов.

Поведение водителя на месте ДТП

От действий водителя в момент подобного ДТП во многом зависит возможность компенсировать ущерб. Прежде всего, следует очень серьезно отнестись к следующим моментам:

1. Сразу же обратить внимание сотрудника ГИБДД на плохое состояние дороги, указав при этом причину, по которой автомобиль получил повреждения. В протоколе осмотра места происшествия должны быть указаны все детали, которые спровоцировали ДТП: описание состояния дорожного полотна, имеющихся повреждений автомобиля, а также факт отсутствия предупреждающих дорожных знаков и ограждений. Содержание протокола необходимо изучить внимательно, поскольку существует риск отражения в нем иной дорожной обстановки, отличной от фактической.

2. Если указанное действие не угрожает жизни или здоровью автовладельцам, пассажирам, иным участникам движения, необходимо обеспечить сохранность следов ДТП, не перемещать автомобиль, сохранив все доказательства ДТП до момента фиксации данных. Необходимо определить размеры ямы, куда угодил автомобиль. Указанные характеристики, размеры как раз и будут служить дальнейшим основанием несоответствия ГОСТу и следовательно несоблюдение стандарта станет основанием для признания вины дорожно-эксплуатационной организации, которая ответственна за обслуживания определенного участка дороги.

Важным фактором является самостоятельная фиксация следов ДТП, проведение осмотра места ДТП, при этом необходимо сфотографировать или снять на видео с указанием даты и времени съемки все указанные нарушения (размеры ям, форму, расположение и пр.). Съемка должна производиться таким образом, чтобы на фото (видео) был виден конкретный участок дороги, где произошла авария, опознавательные знаки этого участка дороги: осуществить привязку к определенному стационарному объекту к углу дома, зданию, столбу, с указанием точного адреса, номера этого дома, названием улицы, указанием координат GPS и т.д. После этого следует составить свой независимый акт с описанием приложенных фото или видео материалов и подписать его вместе со свидетелями.

Имеет смысл вызвать на место представителя страховой компании и потребовать от него производства аналогичных действий.

3. Потребовать у сотрудника ГИБДД, чтобы он вызвал на место аварии должностное лицо, представляющее эксплуатирующую указанный участок дороги организацию. Ему также следует зафиксировать состояние определенного участка дороги в целом. При рассмотрении дела эти данные будут служить веским аргументом и доказательством того, что авария произошла по вине дорожных служб, в связи с их неправильными действиями или бездействием.

4. Попросить свидетелей подтвердить слова водителя в письменном виде и взять их контактные данные. В соответствии со ст. 25.6 КоАП свидетелем может являться любое лицо, которому стали известны обстоятельства по делу. Свидетелями аварии могут быть пассажиры, проезжающие мимо водители или пешеходы, находящиеся на месте происшествия. К протоколу ГИБДД должна прилагаться схема ДТП с отражением всех обстоятельств дела. Эта схема должна составляться в присутствии двух понятых. Водителю следует оставить себе копию протокола.

5. Быть предельно внимательным, поскольку сотрудники дорожных служб, наученные горьким опытом, до приезда сотрудников ГИБДД могут постараться быстро убрать или скрыть следы своей вины: например, засыпать яму щебенкой, установить крышку люка, посыпать дорогу песком или установить все необходимые знаки. В таком случае помогут фотоаппарат или видеокамера с фиксацией всех действий дорожных служб после ДТП и показания свидетелей, также следует указать представителям дорожных служб о произошедшем ДТП и необходимости фиксации следов, в связи с чем необходимость обеспечить их сохранность.

В том случае, если не удалось добиться данных о компании, ответственной за состояние дороги, можно обратиться с заявлением в правоохранительные органы, включая прокуратуру. В любом случае, получить компенсацию сможет тот автомобилист, вины которого в случившемся ДТП нет. Если сотрудники ГИБДД обвинили в ДТП водителя, это решение при наличии оснований может быть обжаловано в порядке действующего законодательства. Для этого пригодятся все вышеперечисленные доказательства, полученные непосредственно на месте ДТП и в последствии.

Если известен ответчик, имеет смысл разрешения сложившейся ситуации с помощью автоюристов нашей компании ( ссылка ) в досудебном порядке. Для этого необходимо направить виновнику ДТП претензию о возмещении материального вреда о возмещении материального вреда с предложением добровольного урегулирования ситуации. В случае отказа, следует направить в суд исковое заявление и инициировать судебный процесс ( ссылка ). Сумму материального ущерба при этом лучше подтвердить соответствующим документом – заключением независимой экспертизы.

Если суд на основании всех документов установит, что водитель пытался разрешить спор в досудебном порядке с дорожной организацией, это может быть положительно расценено в его пользу. К тому же, добровольное возмещение ущерба виновником (дорожной организацией) – вполне вероятно, если претензия составлена грамотно и с обоснованием расчета суммы материального ущерба.

Чтобы оценить степень полученных повреждений после ДТП из-за плохого состояния дороги, следует обратиться к независимым экспертам. Для осмотра поврежденного автомобиля целесообразно пригласить представителя соответствующей дорожно-эксплуатационной организации. Это не позволит им в дальнейшем утверждать, что автомобиль осмотрен в их отсутствие.

Если дорожная компания отказала в досудебном возмещении материального ущерба, тогда придется обращаться в суд. Главной задачей при этом является правильное составление искового заявления, приложив к нему все имеющиеся документы и материалы. Заявление необходимо отправить через почту заказным письмом.

Расходы пострадавшего водителя по оплате независимой экспертизы, по эвакуации автомобиля, участию автоюриста или автоадвоката взыскиваются судом с ответчика (или проигравшей стороны).

Ответственность можно возлагать не только на сотрудников дорожных компаний, но также и на инспекторов ГИБДД. В силу п. 58 Административного регламента МВД РФ №185 от 02 марта 2009 года, сотрудник ГИБДД обязан осуществлять регулирование дорожного движения, если возникает «необходимость предупреждения объезда возникшего препятствия, места дорожно-транспортного происшествия, проведения аварийно-спасательных работ». Сделать он это может лично, установив временные дорожные знаки или указатели, обеспечив ограждение участка дороги техническими средствами (конусами, сигнальной лентой и пр.).

Досудебные и судебные разбирательства по вопросам возмещения ущерба из-за плохого состояния дорожного покрытия в нашей стране с каждым годом становятся популярнее. Важно при этом собрать все необходимые документы и материалы, оценить повреждения, а также знать свои законные права.

Не отчаяться и добиться справедливости пострадавшим автовладельцам помогут юристы. Практика показывает, что судебный процесс вполне действенный и помогает возместить ущерб с виновной стороны.

В любом случае, свои права необходимо уметь отстаивать. Если и дальше продолжать бездействовать, попадая в подобные ситуации и ремонтируя поврежденный автомобиль за свой счет, то маловероятно, что ситуация на дорогах сама по себе изменится в лучшую сторону.

Источник:

atxp.org

Как возместить ущерб, причиненный автомобилю по вине дорожных служб?

Как возместить ущерб, причиненный автомобилю по вине дорожных служб?

Состояние Российских дорог уже давно стало поводом для различных шуток и поговорок. Однако у водителя, чей автомобиль пострадал в ДТП из-за плохого состояния дороги, подобная ситуация вряд ли вызовет веселье. Ежегодно тысячи водителей получают травмы, разбивают свои автомобили и становятся участниками ДТП, возникающих по вине служб, отвечающих за состояние дорог. Конечно, нельзя сказать, что все происшествия на дорогах возникают вследствие их плохого состояния, однако немалая доля ущерба, понесенная водителями и владельцами транспортных средств, связана именно с состоянием наших дорог. В связи с этим, многим будет полезно узнать - как возместить ущерб, причиненный автомобилю по вине дорожных служб?

Наверняка каждый водитель сталкивался с отсутствием дорожных знаков или разметки на дороге, не говоря уже о ямах, трещинах, выбоинах или ухабах. Официальная статистика ДТП не отражает реального количества происшествий, случившихся в связи с некомпетентностью или халатностью дорожных служб, поскольку многие водители, повредив свой автомобиль из-за выбоины на дорожном покрытии и при отсутствии других пострадавших, предпочитают не связываться с сотрудниками ГИБДД для оформления происшествия. Также большинство попавших в подобную ситуацию водителей не обращаются в суд для взыскания понесенного ущерба с ответственных за содержание дорог дорожных служб, хотя законодательством предусматривается административная, гражданско-правовая, уголовная или иная ответственность (в том числе и возмещение ущерба) лиц, виновных в нарушении Федерального закона № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности". В этой статье мы подробно расскажем, что необходимо сделать, чтобы с наименьшими затратами и хлопотами возместить ущерб, полученный автомобилем по вине дорожных служб.

Какие действия необходимо предпринять, попав в ДТП по вине дорожных служб?

Если участник дорожного движения повредил свой автомобиль, въехав в яму или открытый колодец, либо вследствие иного неудовлетворительного состояния дорожного покрытия, ответственность за которое лежит на дорожных службах, в первую очередь ему необходимо зафиксировать ДТП, т.е. вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола и иных документов, необходимых для оформления происшествия.

Если первопричиной аварии или поломки транспортного средства является состояние дорожного покрытия, следует постараться зафиксировать на видео или сфотографировать то, что послужило причиной дорожно-транспортного происшествия. При видеосъемке следует давать закадровые комментарии и пояснения случившегося, а также позаботиться о том, чтобы на фото или видео присутствовала дата съемки. Это потребуется для предоставления материала в суд в качестве доказательства того, что причиной происшествия стало состояние дорожного покрытия, не соответствующее Государственным стандартам (ГОСТ) состояния дорог.

На фотографиях или видео желательно отразить размеры ямы или выбоины, используя любые средства сравнительного измерения: рулетку, линейку и т.п. Цель данного действия - наглядно показать действительные размеры препятствия, из-за которого произошло ДТП. Не стоит откладывать указанные действия на следующий день, поскольку дорожники могут в кратчайшие сроки засыпать яму на дорожном покрытии (к примеру), для устранения доказательств своей вины. В этом случае без видео или фотографий того, что послужило причиной аварии, доказать что-либо окажется крайне затруднительным.

Прибывшим по вызову сотрудникам ГИБДД следует сразу сообщить, что явилось первопричиной происшествия и проследить, чтобы инспектор обязательно указал в протоколе, что причиной поломки автомобиля или произошедшей аварии послужило именно состояние дорожного покрытия.

Сотрудники ГИБДД обязаны сообщить пострадавшему, кто несет ответственность за состояние дороги на участке, где произошло происшествие. Узнать об этом крайне необходимо, поскольку именно к указанному лицу или организации необходимо будет обращаться за возмещением ущерба. Следует помнить, что сотрудники органов не вправе отказать в выдаче подобной информации, в противном случае пострадавший будет иметь право и основание для обращения в прокуратуру с соответствующей жалобой.

Сотрудники ГИБДД, прибыв на место дорожно-транспортного происшествия, составляют протокол, копию которого отдают пострадавшему, и назначают дату, когда водитель может получить справку о ДТП.

Пострадавшему необходимо позаботиться о прохождении независимой технической экспертизы для выявления характера повреждений автомобиля и установления причин, вследствие которых были получены данные повреждения.

Следует обратить особое внимание на то, что возмещение ущерба, понесенного по вине дорожных служб, становится возможным при обязательном составлении протокола об административном правонарушении в отношении лиц или организаций, ответственных за состояние дороги, из-за неудовлетворительного состояния которой транспортному средству был причинен ущерб. Таким образом, сотрудники ГИБДД должны установить виновника аварии или повреждения автомобиля.

Также следует обратить внимание, что на основании протокола и в соответствии со статьей 12.34 КоАП РФ, органами ГИБДД должно быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Именно этот документ будет являться основным доказательством вины ответственных за состояние дороги лиц.

Поле получения необходимых документов, таких как заключение экспертизы, протоколы о ДТП и о привлечении к административной ответственности виновных лиц, постановление о признании потерпевшим и т.д., потерпевшему следует обратиться за возмещением ущерба в организацию или государственную службу, отвечающую за состояние дороги на том участке, где произошло ДТП. Пострадавшему также следует иметь при себе паспорт, документы на автомобиль, водительские права и фотографии, подтверждающие вину дорожной службы.

Возможные трудности при взыскании ущерба

Основная трудность при взыскании денежных средств в возмещение причиненного ущерба связана с нежеланием дорожных или коммунальных служб возмещать данный ущерб. В подавляющем большинстве случаев при обращении водителя с претензией о плохом состоянии дороги, послужившем причиной аварии, заявителю отказывают в выплатах.

В данной ситуации соответствующим службам выгоднее отказать в возмещении ущерба, поскольку в таком случае пострадавшему придется решать спор в судебном порядке и, соответственно, доказывать в суде, что причиной происшествия стало именно неудовлетворительное содержание дороги, а не опыт вождения или нарушение правил дорожного движения. Поэтому следует еще раз отметить, что при составлении первичного протокола с места происшествия необходимо проконтролировать, чтобы сотрудниками ГИБДД были указаны реальные причины произошедшего ДТП, т.е. состояние дороги. Нельзя допустить, чтобы сотрудники органов при составлении протокола проставили формулировку: "Недостаточно внимательно контролировал дорогу", "Не справился с маневром" или что-то подобное.

Следует помнить, что наличие в протоколе подобной формулировки, сводит возможность взыскания ущерба, понесенного по вине дорожных служб, практически к нулю, поскольку подписанный с такой формулировкой протокол является фактическим признанием вины самим пострадавшим. Тем не менее, у пострадавшего остается право оспорить подписанный по незнанию или иной причине протокол в порядке подчиненности, либо обратившись в суд.

Как защитить себя от проблем по возмещению ущерба, полученного по вине дорожных служб?

Для того чтобы оградить себя от ситуации, когда автомобиль пострадал по вине дорожных служб, и пострадавший вынужден бегать по инстанциям, доказывая вину дорожников и совершая иные действия, целью которых является возмещение ущерба, причиненного автомобилю, владелец транспортного средства может приобрести страховой полис КАСКО. Данная страховка защищает владельца автомобиля от любого ущерба, причиненного его транспортному средству.

Следует однако учитывать, что подобная страховка стоит немалых денег. Тем не менее, при наличии денежных средств страховка КАСКО может стать гарантией защиты от излишней нервотрепки, связанной с возмещением причиненного автомобилю ущерба. Но если водитель не имеет возможности застраховать транспортное средство по КАСКО, ему приходится рассчитывать лишь на свои силы, внимание и предусмотрительность. Поэтому следует помнить, что в ситуации, когда автомобиль пострадал по вине дорожных служб, возмещение ущерба будет зависеть от того, как сотрудники ГИБДД оформят протокол, как и какие доказательства пострадавший сможет привести в обоснование своих претензий, а также от иных значимых факторов (показаний свидетелей, заключения экспертизы и т.п.). Поэтому каждому водителю следует иметь в машине цифровую технику для возможности видео или фотосъемки, рулетку или линейку и т.п.

Водителям, попавшим в ДТП по причине плохого состояния дорог, следует в любом случае добиваться возмещения причиненного автомобилю ущерба. Следует помнить, что нежелание пострадавших обратиться в суд для защиты своих прав и возмещения ущерба, позволяет организациям и должностным лицам, отвечающим за содержание дорог и улиц, по-прежнему халатно относиться к своим обязанностям и не особенно спешить с приведением данных объектов в надлежащее состояние.

Одной из наиболее популярных тем, активно обсуждаемых москвичами в течение последних .

Известно, что в нагрузку к кредитному договору в большинстве случаев банки предлагают .

Как показывает статистика, наиболее востребованным способом коррекции поведения преступника .

Прошел почти уже год с момента внесения изменений в Федеральный закон "Об исполнительном .

Маленькие дети, как правило, не в состоянии полностью осознать значимость и последствия .

Источник:

jrist.com