Портал правовой информации

григ сюита пер гюнт краткое содержание для детей

Категория: Семейное право

Описание

Методическая разработка урока - Развитие музыки - на примере анализа сюиты - Пер Гюнт

григ сюита пер гюнт краткое содержание для детей

Методическая разработка урока "Развитие музыки" на примере анализа сюиты Э.Грига "Пер Гюнт" Э.Григ«Пер Гюнт. Музыкальный анализа сюиты

Цель урока: Познакомить учащихся с «программным» произведением. Опираясь на знания учащихся, ознакомить с развитием музыки на примере звучания инструментов симфонического оркестра, углубление представлений о музыкальном образе и содержании музыкальных произведений.

1. Проанализировать две сюиты из музыки к драме «Пер Гюнт».

2. Продолжить процесс воспитания грамотного слушателя на примере анализа оркестровки музыки. Сюиты №1 и №2.

3. Закрепить понятие «принципа контрастности».

4. Закрепить понятие «построения различных форма музыки».

Драму «Пер Гюнт» написал норвежский драматург Генрих Ибсен.

Автор музыки – норвежский композитор Эдвард Григ.

Композитор создает программное произведение, состоящее из двух сюит, в каждой по 4 номера.

Что означает понятие «программное произведение»?

Все названия и словесные пояснения к музыкальным произведениям называются программой. А музыка, у которой есть программа, называется программной музыкой.

В итоге: «Произведение, состоящее из нескольких номеров, объединенных единой драматургией, темой».

Сюита №1 – 4 номера

В пещере горного короля

Сюита №2 - 4 номера

Возвращение Пер Гюнта

Что такое сюита? Сюита (от французского “ряд”, “последовательность”) – последовательность, или цикл пьес разного характера.

Герой пьесы, деревенский парень Пер Гюнт, cорок лет странствует по разным странам. Был он и в Америке, и в Китае, и в Африке. Несколько раз наживал он нечестным путем огромное богатство, но к концу жизни все растерял. Бедным, несчастным стариком возвращается он на родину. Приготовившись бесславно умереть, он встречает Сольвейг, которая все ему прощает. Все лучшее, что было когда-то в душе Пера, Сольвейг сохранила в своем сердце.

Звучит музыка. Вопрос: Какой музыкальный образ возникает у слушателя? ( Подсказки: время года, среда, окружающая героя).

Образовательные и обучающие моменты выписываются на доске.

Мы слышим приветливую песню пастушка, журчание ручейка, видим, как прекрасна долину, прозрачен и чист воздух. Все это рисует музыка. “Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака”, - говорил Э. Григ. Форма произведения – одночастная. Оркестровые краски: группа деревянно-духовых инструментов, в основе фактуры: струнно-смычковые инструменты. Картина пробуждающейся природы – утро, поэтичный музыкальный пейзаж восхода солнца. Деревянно-духовые инструменты имитируют звучание пастушьей свирели, а валторна звучит как охотничий рог. Это пасторальная сцена. Пасторальными называются произведения, изображающие картины природы, сцены сельской жизни.

В этой миниатюре Григ использует форму свободного развёртывания. Нет границ между разделами, есть только постепенное нарастание. Музыка звучит всё громче, прибавляются всё новые и новые инструменты, появляются новые тональные краски, мелодия «растворяется» в звучных, радостных арпеджио всей струнной группы.

Это сцена смерти матери Пер Гюнта - старой крестьянки Озе. Музыка потрясает силой скорби. Мелодия изложена в хоральной фактуре. Ритм передаёт характер траурного шествия. Пьеса «Смерть Озе» написана в сложной двухчастной форме. Первый раздел полон скорби. Второй — светлая сказка Пера. Здесь использована только струнная группа. Смычковые инструменты могут наиболее проникновенно выразить человеческие чувства: и боль, и светлую мечту.

Путешествуя по жаркой Аравийской пустыне, Пер попадает к вождю племени Бедуинов. Дочь вождя – Анитра – пытается очаровать Пера своей красотой. Это музыкальный портрет очаровательной танцовщицы. Мелодия изящна и кокетливо-капризна. Звучание струнных украшено тембром треугольника. Его нежный звон подобен сверканию драгоценных камней в наряде красавицы.

Для создания образа Анитры Григ использует необычные мелодические обороты с хроматическими звуками, отклоняющиеся от мажоро-минорной ладовой системы.

Форма пьесы - простая трёхчастная, строится на неожиданных причудливых контрастах. Два предложения первого периода совершенно различны и по мелодии, и по фактуре, и по ритму.

«В пещере Горного короля»

Странствуя, Пер Гюнт попадает в царство троллей – фантастических злых существ. Пер чуть не погибает в мрачной пещере, окружённый злыми духами. Тема вначале звучит в низком регистре почти неслышно. Она изображает крадущиеся шаги троллей. Но постепенно тихая поступь начинает превращаться в марш-шествие а затем в дикую пляску разбушевавшейся нечисти. Григ использует форму вариаций. Мелодия, повторяясь, всё больше изменяется. Нарастает звучность, ускоряется темп, уплотняется звучание оркестра, в который добавляются всё новые и новые инструменты. Последние проведения темы звучат визгливо и режут слух. Несколько мощных ударов прекращают вакханалию. Так Горный король прекращает дикую пляску.

Пьеса написана в форме вариаций на неизменную мелодию. Сама тема имеет трёхчастное строение. С каждым новым проведением темы ускоряется темп, поднимается регистр, усиливается динамика. Тема проходит три раза, а завершается пьеса маленькой кодой.

3. «Возвращение Пер Гюнта

Песня Сольвейг звучит в спектакле несколько раз, как символ любви и верности. Композитор считал, что эта мелодия подражает народной песне. Напевная, спокойная мелодия, исполняемая струнными инструментами, передаёт щемящую грусть, покорность судьбе, а главное - веру. Припев звучит в мажоре. Это воспоминание Сольвейг о первой встрече с Пером. Тогда этот лёгкий танцевальный мотив звучал на весёлом деревенском празднике. А теперь он звучит в душе Сольвейг как надежда на счастье. Мелодия песни поручена скрипкам. Григу важно показать, что это не просто инструментальная музыка, а песня. И арфа аккомпанирует ей, подражая норвежским народным щипковым инструментам нкрогар, ланглейк.

Последний мотив, как эхо в горах, трижды повторяется в разных октавах. Вступление похоже на наигрыш свирели, но оно поручено не духовым, а струнным инструментам.

В сюите “Песня Сольвейг” звучит как оркестровая пьеса, хотя в спектакле она существует и как песня, со словами.

Наиболее близким Григу в драме Ибсена оказался образ верной и любящей Сольвейг. Тема ее песни становится лейтмотивом музыки к спектаклю.

Лейтмотив — короткая музыкальная фраза, неоднократно повторяющаяся и выражающая определённый образ или определённое событие.

Список использованной литературы

1. Акимова Л. Ю. Музыкальная литература: Дидактические материалы. Выпуск 1. – М.: ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2002.

2. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература: для IV Кл. ДМШ: Учебник. – 11-е изд., перераб. – М.: Музыка. 1992.

3. Мировая музыкальная литература: Часть первая. Музыка, ее формы и жанры/авт.-сост. Казак И. И. Учебное пособие для учащихся детских музыкальных школ: Ровно, “Каллиграф”, 2008.

4. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: Учебное пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. – М.; СПб. Музыка, 1997.

5. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. Первый год обучения. Изд. 2-е– Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 192 с.

Источник:

spb.ru

Другие статьи

Презентация к уроку по музыке на тему: Сюита - quot; Пер Гюнт - quot; муз

Презентация к уроку по музыке на тему:

Сюита "Пер Гюнт" муз. Э. Грига

Презентация содержит биографию композитора, образы героев данной сюиты и прекрасный музыкальный материал!

Предварительный просмотр: Подписи к слайдам:

Эдвард Григ. сюита «Пер Гюнт » Подготовила Учитель музыки МБОУ «Корякская СШ» Варина А.И.

Цель: Познакомить обучающихся с норвежской музыкой на примере выдающегося произведения Э.Грига «Пер Гюнт » Задачи: Образовательная - обеспечить в ходе урока усвоение понятий сюита, тема, вариация. Воспитательная - содействовать развитию эстетического вкуса. Развивающая - создать условия для развития памяти, внимания, воображения.

Эдвард Григ Эдвард Хагеруп Григ (1843—1907) — норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр.

РОДИТЕЛИ Гесина Хагеруп — мать Эдварда Грига Александр Григ — отец Эдварда Грига

Первый из музыкантов, кто определил судьбу Грига —, знаменитый скрипач Оле Булл Эдвард Григ с супругой Ниной Хагеруп – знаменитой певицей

Эдвард Григ Григ является автором произведений разных жанров: сюит (наиболее известна "Пер Гюнт ", написанная по драме Ибсена), увертюр, небольших оркестровых произведений, фортепианного концерта, квартета, скрипичных сонат, виолончельной и фортепианной сонат, небольших фортепианных произведений и песен. Произведения Грига написаны в романтическом стиле. Григ создал норвежскую национальную школу в музыке.

Сюита «Пер Гюнт » Григ сочинил музыку к драме Генрика Ибсена. Пьеса рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Сюита состоит из нескольких отдельных музыкальных картин.

«Утро» Пер Гюнт встречает восход солнца в Египте, но перед глазами его — родная Норвегия). Звучит спокойная, прозрачная мелодия. Ее начало сродни пастушьим наигрышам. В среднем эпизоде она разрастается в насыщенном звучании струнных, а затем и всего оркестра, как будто лучи солнца торжествующе заливают все вокруг своим светом.

«В пещере горного короля» Пьеса «В пещере горного короля» полна фантастической таинственности.

Как один и тот же приём развития (повтор) помог композитору нарисовать такие контрастные картины? Что остаётся неизменным, а что меняется в каждой из частей?

«Танец Анитры » В своих странствиях Пер Гюнт встречает разных людей. Среди них восточная танцовщица Анитра .

«Смерть Озе » Вернувшись домой, Пер понимает, что здесь оставалось его счастье, всё самое дорогое, что у него есть: его родная земля и мать Озе .

«Песня Сольвейг » Еще один дорогой человек ждал его дома – его невеста Сольвейг . Она 40 долгих лет верила в его возвращение.

1. Какие переживания выражает музыка? Подбери слова, которые наиболее точно передают характер музыки и твои чувства. 2. Чем отличаются «Танец Анитры », «Смерть Озе » и «Песня Сольвейг »? Что их роднит? Какая интонация композитора их объединяет?

Вывод Эдвард Григ – один из самых значительных композиторов Норвегии, основатель ее национальной музыкальной школы. Сюита «Пер Гюнт » стала самым глубоким и художественно совершенным обобщением образа родины в творчестве Грига. Композитор создал лирико-эпическую поэму о Норвегии, воспел красоту ее природы, нарисовал причудливые сказочные образы.

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Освоение учащимся музыкального текста, осмысление содержания и формы, характера и художественных образов произведения Э. Грига менуэт "Минувшие дни". Анализ нотной записи произведения, раскрывающий су.

работа по симфонической сюите Э. Грига. познакомить детей с женскими образами , нарисованными Эдвардом Григом в симфонической сюите « Пер Гюнт»; нацелить ребят на то, что каждому из действующи.

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную.

Презентация "Путешествие в Норвегию" 2, является второй частью, содержит краткую биографию Эдварда Грига. Презентации " Путешествие в Норвегию"1 - 2, предназначены для детей 1 - 4 классов начальной шк.

Цель: уметь определять инструментальную песенность.Задачи:Воспитательные-воспитать любовь к музыке Э. Грига.Развивающие: развивать мышление, воображение, кругозор.Обучающие-обучать в.

В уроке раскрывается, приём ассоциативного тренинга по сочинению учащимися пластических образов. Знакомство с классической музыкой Э. Грига способствует развитию фантазии и воображения дет.

Презентация к интегрированному уроку (развитие речи + музыка) "Слушая "Шествие гномов" Грига" включает в себя биографический материал о норвежском композиторе, историю создания оперы "Пер Гюнт".

Источник:

nsportal.ru

Сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига Раздел «В концертном зале»3 Класс

Сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига Раздел «В концертном зале»3 Класс

Сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига

Учитель музыки: Козелова Е. С.

Тип урока: открытие нового знания

Жанр урока: тематический

Вид урока: урок – концерт.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 3 класса в предметной области «Музыка» по теме «Сюита Пер Гюнт» Э.Грига.

направленные на достижение личностных результатов:

формирование целостного взгляда на мир;

воспитание любви к музыке народов мира;

развитие мышления, воображения, кругозора;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

расширение представления о взаимосвязи музыки с другими видами искусства;

нацеливание обучающихся на то, что каждому действующему лицу соответствует определенный, ярко выраженный жанр музыки, с помощью которого происходит обрисовка образа;

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов сюиты;

взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

направленные на достижение предметных результатов обучения:

формирование основ музыкальной культуры;

воспитывание навыка эмоционального, осознанного восприятия музыки, умение анализировать её содержание;

обучение вокально-хоровым навыкам;

умение исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки;

умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;

развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.

Планируемый результат деятельности:

понимание чувств, мыслей музыкального произведения, желание размышлять о добре и зле;

получение представлений о любви как о высшем человеческом качестве;

желание поделиться своим восприятием художественного произведения с близкими;

понимание самого себя, своей «значимости», желание выразить состояние своей души;

оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов;

накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового исполнительства на основе развития певческого голоса.

Технические средства обучения:

Элементы педагогических технологий, применяемых на уроке:

Технология развивающего обучения.

Технология педагогики сотрудничества.

Технология проблемного обучения.

Технология креативного обучения.

Орг. момент. Вход в аудиторию под музыку «Шествие гномов». Дети стоят у доски. Муз. приветствие.

Учитель: Сегодня у нас не обычный урок, а урок - концерт. Мы отправимся в культпоход, в концертный зал. Билеты мы приобрели, но чтобы занять места в зале, надо отгадать загадки, которые есть у некоторых ребят на оборотной стороне билетов. (Часть детей садится, другие отгадывают.) Сидящие в зале должны помочь, ведь в культпоход отправился целый дружный класс.

Проходим в зал, садимся.

Вы отгадали все и, думаю, что вы предполагаете, что сегодня мы продолжаем слушать музыку Эдварда Грига, однако, будем выступать в роли не только слушателей, но и исполнителей этой музыки. Вы пополните свой музыкальный багаж новыми впечатлениями и знаниями.

Учитель: Перед концертом можно приобрести программки, в которых перечисляются по порядку номера концерта, а также часто дают информацию о композиторах, содержании произведения и исполнителях. Такие программки уже лежат у вас на партах. Иногда перед концертами классической музыки выступает лектор, своим рассказом он вводит слушателей в волшебный мир музыки. Сегодня один из вас будет в роли лектора, рассказчика.

Лектор : прежде чем начать слушать музыку я хочу вас познакомить с одним великим норвежцем - это друг Эдварда Грига – писатель - Генрик Ибсен. (Слайд 2). Посмотрим на его портрет. Он написал драму "Пер Гюнт". Пер - это имя, Гюнт - фамилия одного норвежского крестьянского паренька. Что такое драма и о чем написал в ней Ибсен прочитаем в программке.

Драма- литературное произведение для постановки на сцене.

Краткое содержание драмы «Пер Гюнт».

Герой драмы- крестьянский паренек Пер Гюнт. Однажды ,наслаждаясь красотой утра, он долго бродил в горах, пока какие- то тени не стали обступать его. Они дробились, превращались в крылатых зверей. Перу стало страшно, он пытался бежать, но не тут- то было! Нечисть не пускала его. И сам горный король сделал Перу предложение- вступить в мир троллей, заглушить в себе все человеческое и жениться на его дочери. Взамен горный король обещает Перу несметные богатства. О, нет, даже такой беспечный сумасброд, как Пер, не согласен на это, ведь у него уже есть невеста - красавица Сольвейг. Разъяренные тролли хотят разорвать Пера в клочья. И если бы не раздавшийся звон церковного колокола, кто знает, что бы произошло!

Через некоторое время Пер Гюнт принимает решение отправиться в путешествие. Перед дорогой он хочет проститься с двумя людьми: матерью - Озе и невестой - Сольвейг. Озе чувствует, что жить ей осталось недолго. Чтоб облегчить её страдания, Пер рассказывает сказку. Озе умирает на руках у сына. Возлюбленную – Сольвейг Пер просит ждать его.

В поисках счастья и богатства главный герой отправляется в дальние страны.

Прошло сорок лет. Все эти годы Пер Гюнт побывал в разных странах. Он торговал, богател, научился хитрить и обманывать, стал дельцом и торговцем.. Однажды, встречая восход солнца в Египте, Пер Гюнт вдруг вспомнил Норвегию и решил вернуться. Его не узнали на Родине. Лишь только Сольвейг, его невеста, поняла, кто перед ней стоит. Она ждала Пера все сорок лет, и возлюбленный остался для нее прежним - смелым и добрым. Она верила ему, была счастлива своей любовью. И встретив обессиленного, умирающего Пера на пороге избушки, ослепшая Сольвейг поет ему песню. И он впервые ясно понял всю пустоту и никчемность своей долгой жизни.

3.Объяснение нов. материала.

Лектор: И вот Генрик Ибсен попросил своего друга композитора Эдварда Грига (Слайд 3) сочинить музыку к этой драме. И Григ сочинил. Людям, посещавшим театр, так понравилась эта музыка, что наиболее полюбившиеся музыкальные картины Григ объединил в сюиту. Что такое сюита, вы можете прочитать в программке.

Сюита- ряд музыкальных картин.

Учитель: Мы сегодня не успеем послушать все части сюиты, а остановимся на четырех самых известных. Их названия записаны в программе концерта, но не полностью, в типографии не хватило краски и некоторые буквы не пропечатались. Вам придется самим дописать названия произведений.

Итак, давайте с вами обратимся к чудесной музыке Э.Грига.

Слушаем одну из музыкальных картин.

- Что вы представили, слушая эту музыку?

- Как же называется эта музыкальная картина? (Утро)

На доске записаны названия произведений. Вам нужно выбрать.

Давайте запишем в программке название первой части – Утро, а именно недостающие буквы.

- А где в тексте краткого содержания говорится об утре?

Давайте найдем это место в тексте. (Кто нашел и может прочитать?)

Я знаю, что на уроке изобразительного искусства вы рисовали Утро. Давайте посмотрим на рисунки. Все ли они подходят к нашей музыкальной картине(слайды 4- 15). (Светлые тона рисунков соответствуют светлой окраске звуков, темные краски не подходят.)

Учитель: Молодцы. Вы определили, что в этом произведении музыка светлая, рисует картину восходящего солнца, все просыпается постепенно, пробуждается суровая северная природа Норвегии. Давайте подберем слова к главной мелодии этого произведения, вам надо лишь выбрать соответствующие выражения из данного набора: (слайд 16)

Солнышко всходит. Солнце зашло.

Небо хмурится и темнеет. И небо светлеет.

Природа проснулась. Всё стихло вокруг.

Наступил вечер. И утро пришло» .

Давайте прочитаем итоговый вариант. (Слайд 17)

И небо светлеет.

Ребята, давайте попробуем пропеть эти слова на музыку главной мелодии «Утра».

(Сначала учитель поет, играя одной рукой, потом дети, учитель показывает рукой)

Давайте теперь споем и руками изобразим как поднимается солнце. (Игра с аккомпанементом).

Теперь переходим к следующей музыкальной картине.

– слушаем музыку и представляем, что или кого композитор изобразил в ней.

– Что вы представили?

(– Шаг чудовищ, композитор рисует их приближение. Они спешат на пир, а потом какой-то дикий танец.) (Слайд 18)

Как называется эта музыкальная картина? ( «В пещере горного короля»).

- Запишем в программках название второй картины, вставим недостающие буквы.

Давайте найдем в тексте краткого содержания отрывок соответствующий этой музыке. (Кто нашел и может прочитать?)

Вспомним, музыка меняется или нет? И что в ней меняется?(сила звука- динамика и темп). (Слайд 19, 20).

Сейчас мы будем музыкантами. Исполним "В пещере горного короля" по схеме.

Исполнение на детских музыкальных инструментах под аккомпанемент учителя.

Переходим к третьей картине.

Слушаем и думаем. Можно пользоваться текстом краткого содержания.

Что вы почувствовали, когда слушали эту музыку?

(Музыка потрясает силой скорби. Ритм передаёт характер траурного шествия.)

Какое событие изображает эта музыка?

«Смерть Озе». Запишем в программках название третьей картины.

Найдем в тексте краткого содержания, где говорится о смерти Озе. (Кто нашел?)

Сейчас мы поработаем над ритмическим рисунком первого предложения этой пьесы ( слайд 21). Перед вами нотный пример ритма первого предложения. Давайте прочитаем ритм мелодии. А теперь запишем под музыку: 1) сначала в воздухе;

2) а теперь запишем на билетах, у вас там много свободного места, даже у тех, у кого были загадки.( У доски работает один из учеников.)

А теперь проверим. У кого получилось так как на доске, поднимите руки, поставьте себе 5. (Используется ритмографическое письмо).

Антракт. Физкультминутка.( слайд 22)

А сейчас объявляется антракт, т.е.- перерыв. Ведь и музыкантам и слушателям надо отдохнуть. В антрактах взрослые обычно ходят в буфет, а дети играют. Сейчас мы поиграем в гномов. Встали. Повторяем за мной движения. (Используется физкультминутка «Гномы»).

Но, мы не познакомились с ещё одной музыкальной картиной. Вы, наверное уже догадались как она называется. Это тот номер, который остался у нас незадействованным.

Конечно же, это «Песня Сольвейг». ( слайд 23)

Запишем в программках название четвёртой картины.

- Кто же такая Сольвейг? (Невеста Пера)

- Когда она поёт свою песню? Найдем в тексте и прочитаем. (Кто нашел и прочитает?)

Но мы ещё не послушали это произведение. Сегодня я хочу побыть в роли оперной певицы и исполнить «Песню Сольвейг» сама.

Учитель: Ну вот наш урок подходит к концу. Скажите, что вам больше всего понравилось на уроке. Вы можете воспользоваться подсказкой. ( слайд 24).

5. Муз. подарок. Урок наш закончился, но концерт еще нет. Мы хотим подарить гостям песню Г. А. Струве - "Пестрый колпачок"(слайд 25).( Дети выходят к доске с инструментами, поют и аккомпанируют себе на детских музыкальных инструментах.)

Источник:

globuss24.ru

Музыкальный образ и содержание музыкальных произведений

Музыкальный образ и содержание музыкальных произведений. Э. Григ "Пер Гюнт" Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок разработан для ДМШ, музыкальных отделений ДШИ по программе С.Б. Беценко (Беларусь, 2007). Может быть проведен на I году обучения по предмету “музыкальная литература” в IV четверти. Направлен на расширение знаний детей о произведении Э. Грига “Пер Гюнт”, воспитание интереса к классической музыке.

Темы I года обучения по предмету “музыкальная литература” посвящены ознакомлению с основной терминологией и понятиями курса: музыкальный язык, музыкальные жанры, музыкальная форма, музыка в театре. Урок рассчитан на проведение его в IV четверти. К этому времени учащиеся уже овладели основными навыками, необходимыми для восприятия музыкального произведения: слушание музыки, наблюдение музыки по нотам, анализ музыкального произведения.

На протяжении трех четвертей учащиеся знакомились с отдельными пьесами из сюиты Э. Грига “Пер Гюнт” при разговоре о средствах музыкальной выразительности, музыкальных формах. Эти пьесы звучат и на уроках музыки в общеобразовательной школе. Практика показала, что дети сразу запоминают композитора, название пьес.

Это урок-повторение, обобщение знаний, полученных на протяжении всего учебного года. Это урок, построенный на активизации самостоятельного мышления учащихся при слушании музыкального произведения.

Чтобы ответить на вопросы учителя могли все ученики, а не один, во время прослушивания произведения или после окончания звучания, после беседы дети в течение всего урока выполняют письменное задание по каждой пьесе. Поэтому в презентации неоднократно появляется таблица с элементами музыкальной выразительности, что позволяет сосредоточиться на выполнении задания. В процессе слушания музыки выполняется творческая работа, по окончании основной части урока обдумываются вопросы теста. Степень усвоения музыкального материала позволит проверить краткая викторина. Все правильные ответы выводятся на экран, и каждый учащийся может самостоятельно проверить результаты своей деятельности. В группе находятся дети разного возраста, уровня развития, подготовленности, воспитания. Поэтому сочетание устных и письменных заданий позволит чувствовать себя комфортно на уроке, найти и выполнить задание по силам.

Мультимедийная презентация подкрепляет слуховые представления, сделает изучаемые произведения более наглядными и яркими для восприятия.

Так как это не первое знакомство с музыкой Э. Грига, возможно прослушивание не всех 5 произведений целиком, а в виде музыкальных законченных фрагментов. Поэтому и нотный текст в презентации приводится не полностью, а частично. Несомненно, 2-3 произведения по выбору педагога (возможно, наименее знакомые), звучат целиком.

Домашнее задание творческое, рассчитано на эмоциональный отклик учащихся на полюбившуюся музыку. Сочинение мелодии позволит на практике применить знания по сольфеджио, и здесь, несомненно, прослеживаются межпредметные связи.

Цель: углубление представлений о программной музыке, музыкальном образе и содержании музыкальных произведений.

Задачи:

  • расширение знаний о творчестве Э. Грига;
  • совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на произведение;
  • формирование устойчивого интереса к классической музыке.

Оборудование и музыкальный материал: диапроектор; экран; ноутбук; презентация; аудиозапись сюиты Э.Грига “Пер Гюнт”; мультипликационный фильм “Гномы и горный король”; ноты пьес “Утро”, “Смерть Озе”, “Танец Анитры”, “В пещере горного короля”, “Песня Сольвейг”; цветные карандаши (у каждого ученика); листы для детей с индивидуальными заданиями (таблица выразительных средств, таблица для викторины, 2 контура Сольвейг).

Структура урока: организационный момент; повторение изученного материала; закрепление изученного материала; практическая работа; диагностика; оценивание.

Виды деятельности учащихся: слушание музыки; выполнение творческого задания в процессе слушания музыки; наблюдение музыки по нотам; ответы на поставленные вопросы.

Методы обучения: словесный; наглядно-слуховой; стимулирование творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций; обобщение; анализ.

[Слайд № 1]. У.: В любом музыкальном произведении так же, как в романе, повести, сказке, картине, есть свое содержание. Это содержание отражает окружающий нас мир. Только мы не встречаемся с конкретными изображениями людей, птиц, зверей и это не словесные описания событий. Это – музыкальные образы. Музыкальный образ – условный персонаж музыкального произведения. Богатые средства музыкальной выразительности позволяют создать самые разные образы. Их можно обозначить как образ-портрет, образ-сцена, образ-пейзаж, образ-настроение. В зависимости от содержания и замысла композитора в музыкальном произведении может быть один или несколько образов.

[Слайд № 2]. Сегодня мы познакомимся с вами с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига и услышим музыку к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт”.

1. Кто такой Генрих Ибсен? Генрих Ибсен - норвежский драматург.

2. Как зовут норвежского композитора, автора музыки к драме? Композитор Эдвард Григ.

3. Что вы знаете о содружестве композитора и драматурга? Композитор написал музыку к драме Генриха Ибсена “Пер Гюнт” - свое самое значительное произведение. Премьера спектакля состоялась в 1876 г., и ей сопутствовал огромный успех. Впоследствии из музыки к спектаклю композитор составил две сюиты для оркестра.

4. Что такое сюита? Сюита (от французского “ряд”, “последовательность”) – последовательность, или цикл пьес разного характера.

5. Расскажите, что вы знаете о композиторе Григе. Нам помогут вспомнить сведения о нем предложения с пропущенными словами.

1. Эдвард Григ - великий норвежский композитор, … , … (пианист, дирижер).

2. Э. Григ жил и работал в … веке (XIX веке).

3. Он написал много замечательных произведений в различных жанрах: … , … , … (сонаты, “Лирические пьесы” для фортепиано сюиту “Пер Гюнт”, вокальные произведения).

4. Музыка Грига проникнута интонациями … народных песен и …(норвежских, танцев).

5. В произведениях композитора воплощены образы … природы, картины … жизни (северной, народной).

[Слайд № 6]. У.: Сейчас речь пойдет о прикладной музыке. Вы ее слышали в любом немузыкальном фильме или театральном спектакле. Эта музыка лишь сопровождает действие и часто не имеет самостоятельного значения. Вот такого типа музыку и заказал Григу Ибсен. Бывает так, что когда великий композитор сочиняет “второстепенную” музыку, она выходит за рамки простого сопровождения и приобретает самостоятельное значение, становится самостоятельным художественным произведением. Так и произошло с музыкой Грига Герой пьесы, деревенский парень Пер Гюнт, cорок лет странствует по разным странам. Был он и в Америке, и в Китае, и в Африке. Несколько раз наживал он нечестным путем огромное богатство, но к концу жизни все растерял. Бедным, несчастным стариком возвращается он на родину. Приготовившись бесславно умереть, он встречает Сольвейг, которая все ему прощает. Все лучшее, что было когда-то в душе Пера, Сольвейг сохранила в своем сердце.

[Слайд № 7]. В пьесе Ибсена много сатиры, он жестко высмеивает худшие стороны жизни. Но это мало интересовало Грига. “Я вижу другого Пера. Самим собой он остался в сердце Сольвейг, и таким я хочу сохранить его в своей музыке”, - писал Григ Ибсену. Сколько сюит составил Григ из музыки к спектаклю? Сколько частей в каждой сюите? Как называются части Первой сюиты?

1. Что такое пейзаж?

2. Какую пьесу из музыки к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига можно назвать музыкальным пейзажем?

3. К указанию темпа в этом произведении композитор добавил слово пастораль. Что это означает?

У.: В спектакле пьеса звучит как вступление к IV действию, которое происходит в Африке. Но нам представляется северное норвежское утро. Пер вспоминает о своей далекой родине. Сейчас зазвучит музыка, и мы услышим приветливую песню пастушка, журчание ручейка, увидим, как прекрасна долину, прозрачен и чист воздух. Все это рисует изумительная музыка Грига. “Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака”, - говорил Э. Григ.

[Слайд № 9]. Слушание музыки, наблюдение по нотам. 3,57 сек.

4. Какие особенности у мелодии в пьесе “Утро”?

5. Как форма и оркестровка раскрывают содержание пьесы “Утро”?

[Слайд № 10] 6. Посмотрите на экран. Какие изображены музыкальные инструменты? Почему композитор не включил их в партитуру?

7. К какой группе образов принадлежит пьеса “Утро”? Образ-пейзаж.

[Слайд № 11]. 8. Заполни таблицу (Приложение 1).

Познакомившись с музыкой, попробуйте выбрать подходящее определение основных элементов музыкального языка к каждой пьесе: (1). “Утро”. Проставьте цифру 1, соответствующую пьесе “Утро”, рядом с определениями.

1. Посмотрите внимательно в нотный текст. Вспомните название этой пьесы из музыки к драме Г.Ибсена “Пер Гюнт”:

в) “Песня Сольвейг”.

г) “В пещере горного короля”.

[Слайд № 13]. У.: Норвежские газеты писали после премьеры “Пера Гюнта”: “Смерть Озе” - “это маленький симфонический шедевр. Музыка потрясает слушателя силой скорби и боли, выраженных с поразительной простотой и искренностью”. Озе умирает. Пер рассказывает ей сказку. В волшебных грезах, счастливая, она засыпает навсегда.

[Слайд № 14]. Слушание музыки, наблюдение по нотам. 4,38 сек.

У.: В какой форме написана эта пьеса? Какие жанры мы здесь услышали?

[Слайд № 15]. 4. Какие еще элементы музыкального языка использовал композитор для создания образа?

[Слайд № 16]. 5. К какой группе образов принадлежит пьеса “Смерть Озе”? Образ-сцена.

[Слайд № 17]. “Танец Анитры”.

1. В следующих нотных примерах укажите “Танец Анитры”, “Песню Сольвейг”.

№ 1 – “Танец Анитры”, № 2 - “Песня Сольвейг”.

2. Кто из этих персонажей невеста Пера Гюнта, а кто – дочь вождя бедуинов?

3. Похожи ли музыкальные характеристики этих героинь?

[Слайд № 18]. У.: Путешествуя по африканской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю арабских кочевников – бедуинов. Дочь вождя, Анитра, в танце хочет очаровать Пера своей красотой.

[Слайд № 19]. Слушание музыки, наблюдение по нотам. 3,35 сек.

[Слайд № 20]. 4. Какой оркестровый состав в пьесе “Танец Анитры”, и какие в ней используются приемы звукоизвлечения?

5. Расскажите об особенностях мелодии “Танца Анитры”. Как они связаны с образом Анитры?

6. Какой метод развития использует Григ для изображения характера Анитры?

7. Можно ли назвать эту пьесу портретом?

[Слайд № 21]. “В пещере горного короля”.

1. Какая пьеса из музыки к драме “Пер Гюнт” имеет фантастический характер?

У.: Горный король – это тот самый злой король троллей. Еще его называют Доврский Дед. Это он внушил Перу свои жизненные правила и Пер стал совершать дурные поступки. В подземном царстве троллей Пера вовлекают в дикую пляску, от которой он теряет сознание.

“Верил я, сходя впервые

В недра мрачные земные:

Духи тьмы там, в глубине,

Тайну тайн откроют мне”.

[Слайд № 22]. Слушание музыки. Фрагмент из мультипликационного фильма “Гномы и горный король”. 2,34 сек.

2. Созвучны ли стихи музыке?

3. В какой форме написана пьеса “В пещере горного короля”?

[Слайд № 23]. 4. Что изменяется с каждым проведением темы пьесы “В пещере горного короля”?

[Слайд № 24] 5. Какие инструменты мы видим на экране? В чем особенность оркестровки пьесы “В пещере горного короля”?

[Слайд № 25]. 6. Как вы думаете, какой образ присутствует в пьесе: образ-настроение или образ-сцена? Образ-сцена.

7. Заполни таблицу (Приложение 1): (4). “В пещере горного короля”.

У.: Вторая сюита тоже состоит из четырех частей: “Жалоба Ингрид”, “Арабский танец”, “Возвращение Пера Гюнта” и “Песня Сольвейг”.

[Слайд № 26]. “Песня Сольвейг”.

У.: В сюите “Песня Сольвейг” звучит как оркестровая пьеса, хотя в спектакле она существует и как песня, со словами. Эта музыка неоднократно проходит в спектакле в разных вариантах. Наиболее близким Григу в драме Ибсена оказался образ верной и любящей Сольвейг. Тема ее песни становится лейтмотивом музыки к спектаклю.

[Слайд № 27]. 1. Что такое лейтмотив?

[Слайд № 28]. 2. Какой дополнительный инструмент появился в Песне Сольвейг и почему Григ здесь его использовал? (Арфа).

[Слайд № 29]. “Пожалуй, это, наверное, единственная из моих песен, где можно обнаружить прямое подражание народной мелодии”, - писал Григ о “Песне Сольвейг”.

[Слайд № 30]. Слушание музыки, наблюдение по нотам. 5,20 сек.

3. В какой форме написана “Песня Сольвейг”? Каков характер каждого раздела?

[Слайд № 31] 4. Выполнение творческого задания под музыку. Необходимо раскрасить два контура Сольвейг в соответствии с настроением каждого раздела . 5,20 сек. Приложение 2.

Дети показывают свои работы.

[Слайд № 32]. Проверка письменных работ. Сейчас мы проверим правильность выполнения задания, которое вы выполняли на протяжении всего урока. Верные ответы вы найдете на экране.

[Слайд № 33]. Проверь себя, ответив на вопросы теста.

1. Норвежский драматург, автор пьесы “Пер Гюнт”:

а) Г.Х. Андерсен; б) Г. Ибсен.

2. Как звали возлюбленную Пера Гюнта?

а) Анитра; б) Сольвейг.

3. В какой пьесе появляется тема троллей?

а) “В пещере горного короля”; б) “Смерть Озе”.

4. Развитие какой пьесы сопровождается ростом звучности от piano к fortissimo?

5. Как строится пьеса “В пещере горного короля”?

а) как ряд вариаций; б) как куплет и припев.

6. Мелодия какой пьесы напоминает наигрыш пастушеского рожка?

а) “Утро”; б) “Танец Анитры”.

7. Где Григ вводит прямое подражание народной мелодии?

а) в “Песне Сольвейг”; б) в пьесе “Смерть Озе”.

8. Какая пьеса не входит в музыку к драме “Пер Гюнт”?

а) “Шествие гномов”; б) “В пещере горного короля”

9. В какую пьесу композитор вводит ударный музыкальный инструмент – треугольник?

а) “В пещере горного короля”; б) “Танец Анитры”.

Викторина. Напротив названия каждой пьесы поставьте номер от 1 до 5 в порядке ее звучания.

У.: Вам сложно было воспринимать музыку, созданную композитором Эдвардом Григом, понятна она вам?

У.: Значит, можно сделать вывод, что мы, современные люди, с интересом слушаем, анализируем, понимаем музыку, которая написана более 100 лет назад.

Многие режиссеры в разных странах неоднократно обращались к пьесе Генриха Ибсена, используя в своих постановках музыку Эдварда Грига.

[Слайд № 35]. У.: Содержание музыкальных произведений трудно передать словами. Его нельзя увидеть или прочесть – лишь почувствовать, пережить. Нам сегодня было немного легче воспринимать произведения, так как мы говорили о программной музыке, то есть о музыке, которая по замыслу автора, уже имела название и содержание. Слушая музыку, мы способны разделить те же чувства, настроения, мысли, которые овладевали композитором во время создания произведения, и которые он стремился передать нам.

1. Почему вы легко определили настроение и образ каждого музыкального номера сюиты? Что помогло вам?

2. Как выразительные средства способствовали созданию образа?

3. Если изменить некоторые выразительные средства, изменится ли образ произведения?

4. Как вы думаете, достаточно ли какого-либо одного вида развития музыки для того, чтобы создать образ?

[Слайд № 36]. Как сказал однажды композитор Э. Григ, “слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем”. Музыка Грига проверена временем, и об этом говорят многочисленные альбомы, диски с записью сюиты в исполнении лучших оркестров мира, издаваемые до сих пор в разных странах.

Домашнее задание. Попробуйте сочинить сказочную мелодию, используя повышенные и пониженные ступени лада (как в пьесе “В пещере горного короля”).

Критерии оценивания: активность учащихся на уроке; качество выполнения творческих заданий; количество правильных ответов в письменной работе.

  1. Акимова Л. Ю. Музыкальная литература: Дидактические материалы. Выпуск 1. – М.: ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2002. – 79 с.
  2. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература: для IV Кл. ДМШ: Учебник. – 11-е изд., перераб. – М.: Музыка. 1992. – 159 с.
  3. Мировая музыкальная литература: Часть первая. Музыка, ее формы и жанры/авт.-сост. Казак И. И. Учебное пособие для учащихся детских музыкальных школ: Ровно, “Каллиграф”, 2008. – 152 с.
  4. Музыка. 3 класс: поурочные планы (по программе Э. Б, Абдуллина и др./ под научным руководством Д. Б. Кабалевского)/ авт.-сост. Т. С. Максимова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 152 с.
  5. Музыка. 4 класс: поурочные планы (по программе Э. Б, Абдуллина и др./ под научным руководством Д. Б. Кабалевского)/ авт.-сост. Т. С. Максимова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141 с.
  6. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: Учеб. пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. – М.; СПб.: Музыка, 1997. – 200 с.: ил.
  7. Ротачкова Н. М., Казанцева Е. С. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе для 4 класса ДМШ. – Издательский дом В. Катанского, 2003. – 96 с.
  8. Современный урок музыки: творческие приемы и задания./Е. А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 128. (В помощь учителю).
  9. Сорокотягин Д. А. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе: музыка, ее формы и жанры. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 121, (1) с.: ил. – (Учебные пособия для ДМШ).
  10. Фролов А. Музыкальная литература: Учебник для 4-го класса детских музыкальных школ. – СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2005. – 224 с., ноты.
  11. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. Первый год обучения. Изд. 2-е, доп. и перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 192 с. и цв. ил.
  12. http://yandex.by/yandsearch?text
  13. http://www.visualdictionaryonline.com/arts-architecture/music/stringed-instruments/violin-family.php
  14. http://www.solnet.ee/sol/004/rr_034.html

“Пер Гюнт” - величайшее творение двух норвежских мастеров – Г.Ибсена и Э.Грига. Не только тема, заложенная драматургом (трагедия личности, право на свободу, выбор собственного пути), но и потрясающая музыка композитора сделали это произведение бессмертным.

О его роли в мировом культурном наследии говорят неоднократные экранизации и театральные постановки на протяжении последних полутора столетий. Музыка к драме Г.Ибсена явилась одной из наиболее значительных творческих удач композитора. Она вошла за рамки прикладного жанра и обрела самостоятельную жизнь.

Произведение Э.Грига слушают и учат в общеобразовательной и музыкальной школах с первых классов. Это произведение популярно и в наши дни. Количество обработок достигает нескольких десятков, включая танцевальные версии, рок-обработки. Но, считаю, задача музыкальной школы – привить любовь к произведению в его изначальном варианте, учить общению с музыкой, запоминать музыкальное произведение, где бы учащиеся с ним не встречались – на концерте, уроках по музыкальному инструменту, при звучании на радио, по телевидению, во всей своей дальнейшей жизни.

Цель и задачи, поставленные при формировании темы урока, решены через различные виды деятельности учащихся. Методы обучения, предложенные задания заставляют детей постоянно на протяжении всего урока находиться в поиске ответов на поставленные вопросы. И результатом данного урока должен стать еще один шаг в деле воспитания активных любителей музыки, открывающих для себя богатство не только современной, но и музыки прошлых веков, расширение кругозора учащихся.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Источник:

xn.p1ai