Портал правовой информации

приостановление госрегистрации прав на недвижимое имущество

Категория: Жилищные вопросы

Описание

218-ФЗ - Статья 26 - Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по р

Статья 26 218-ФЗ - Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав

1. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:

1) лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости;

2) с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

3) имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

4) право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом;

5) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

6) представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;

7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

8) представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами;

9) не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам;

10) представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам;

11) ранее представлены документы на государственную регистрацию другой сделки с этим же объектом недвижимости или перехода, ограничения права либо обременения объекта недвижимости и по данным документам решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации не принято;

12) сделка, акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, являющиеся основанием для государственной регистрации права, признаны недействительными в судебном порядке;

13) сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной;

14) представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона;

15) в представленных документах отсутствует подтверждение наличия в случаях, предусмотренных федеральным законом, согласия на совершение сделки, подлежащей государственной регистрации или являющейся основанием для государственной регистрации права, ограничения или обременения права, третьего лица, органа юридического лица, государственного органа или органа местного самоуправления, если из федерального закона следует, что такая сделка ничтожна;

16) для осуществления государственной регистрации прав, связанных с отчуждением или обременением жилого помещения, если оно приобретено с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом, не представлено совместное заявление сторон сделки с приложением документа, выражающего согласие на это кредитора (займодавца);

17) сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации прав, не содержит установленные федеральным законом или договором ограничения прав сторон такой сделки;

18) акт государственного органа или акт органа местного самоуправления, являющиеся основанием государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, изданы вне пределов компетенции издавшего его органа и (или) подписавшего его лица;

19) объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом;

20) границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 настоящей части и частями 1 и 2 статьи 60.2 настоящего Федерального закона);

20.1) границы лесного участка, о государственном кадастровом учете которого в связи с уточнением границ представлено заявление, пересекают границы других земельных участков, лесных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случаев пересечения границ других лесных участков, предназначенных для использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, или случая, если другой лесной участок является преобразуемым объектом недвижимости);

21) границы образуемого земельного участка, в том числе являющегося лесным участком, пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких территориальных зон, лесничеств, лесопарков в документе, на основании которого внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости, или случая образования земельного участка, в том числе являющегося лесным участком, для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также для размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов и иных случаев, установленных федеральным законом;

22) созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений;

23) земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта;

24) в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в орган регистрации прав поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений;

25) при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным;

26) доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета);

27) границы земельного участка пересекают границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости;

28) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;

29) земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев;

30) площадь земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, отличается от площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на десять процентов;

31) изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ;

32) в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

33) земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом;

34) помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (за исключением машино-мест);

35) объект недвижимости, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;

36) существует судебный спор в отношении прав на недвижимое имущество, являющееся предметом ипотеки, или в отношении обращения взыскания на такое имущество;

37) в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

38) на государственную регистрацию прав представлен другой договор участия в долевом строительстве в отношении того же объекта долевого строительства;

39) лицом, которому земельный участок, который находится в федеральной собственности и в отношении которого единый институт развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" выполняет функции агента Российской Федерации (далее - земельный участок единого института развития в жилищной сфере), или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и которым единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, передан в безвозмездное пользование либо аренду для строительства жилья экономического класса, в том числе для его комплексного освоения в целях строительства такого жилья, или аренду для строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса, в том числе для его комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", заключен договор участия в долевом строительстве жилья экономического класса, договор купли-продажи жилья экономического класса с лицом, не имеющим права на заключение этих договоров, либо с нарушением иных требований, предусмотренных указанным Федеральным законом;

40) при продаже доли в праве общей собственности лицу, не являющемуся сособственником (кроме случаев продажи с публичных торгов, продажи доли в праве общей собственности на земельный участок собственником части расположенных на таком земельном участке здания или сооружения либо собственником помещения или машино-места в этих здании или сооружении), к заявлению о государственной регистрации не приложены документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли, и не истек месячный срок со дня извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности;

41) не представлено заявление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав всеми лицами, представившими заявление для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо не представлено заявление всеми сторонами договора о прекращении государственной регистрации такого договора и (или) прав на его основании и возврате документов без проведения государственной регистрации прав, в том числе в случаях, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом заявление на государственную регистрацию прав может быть представлено одной из сторон договора;

42) площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, отличается от площади земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания территории, схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, более чем на десять процентов;

43) границы земельного участка пересекают границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости;

44) не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;

45) местоположение объекта недвижимости, определяемое согласно описанию местоположения границ земельного участка или контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, не соответствует адресу объекта недвижимости (при его наличии) или иному описанию местоположения объекта недвижимости (при отсутствии адреса);

46) при продаже комнаты в коммунальной квартире постороннему лицу к заявлению о государственной регистрации прав не приложены документы, подтверждающие отказ собственников остальных комнат в коммунальной квартире от покупки комнаты, и не истек месячный срок со дня извещения продавцом комнаты собственников остальных комнат в коммунальной квартире;

47) в ответ на уведомление, направленное в соответствии с частью 20 статьи 18 настоящего Федерального закона, поступило возражение правообладателя, указывающее на действие заявителя против воли правообладателя;

48) назначена временная администрация финансовой организации, являющейся правообладателем или стороной сделки, в предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" случаях;

49) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости);

50) местоположение помещения, в отношении которого представлено заявление, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случаев, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости, а также если совпадает местоположение квартиры и комнаты в ней);

51) на дату подачи заявления в отношении земельного участка истек срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или решения об утверждении проектной документации лесного участка при условии, что образование земельного участка, в отношении которого представлено заявление, осуществляется на основании этой схемы или этой проектной документации;

52) границы машино-места, в отношении которого представлено заявление, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости частично или полностью совпадают с границами другого помещения или другого машино-места (за исключением случаев, если другое помещение или другое машино-место является преобразуемым объектом недвижимости);

53) площадь образуемого машино-места или машино-места, которое в результате преобразования сохраняется в измененных границах, не будет соответствовать установленным органом нормативно-правового регулирования требованиям к минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места;

54) в орган регистрации прав поступило уведомление уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан - участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";

55) в орган регистрации прав поступили сведения от публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" о неуплате застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по представленному на государственную регистрацию договору участия в долевом строительстве или органом регистрации прав не получен ответ от указанной компании на соответствующий запрос.

2. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 9 части 1 настоящей статьи, приостанавливается на срок до устранения причин, препятствующих их осуществлению, но не более чем на один месяц.

4. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 11 части 1 настоящей статьи, приостанавливается до завершения государственной регистрации сделки с объектом недвижимости и (или) перехода, ограничения (обременения) права на объект недвижимости по ранее принятым документам.

5. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 36 части 1 настоящей статьи, приостанавливается до разрешения спора судом.

6. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 37 части 1 настоящей статьи, приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 настоящей статьи ареста или запрета, о возврате залога залогодателю либо об обращении залога в доход государства.

7. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основаниям, указанным в пунктах 40 и 46 части 1 настоящей статьи, приостанавливается до истечения одного месяца со дня извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности либо продавцом комнаты в коммунальной квартире собственников остальных комнат в коммунальной квартире.

8. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 41 части 1 настоящей статьи, приостанавливается на срок не более чем один месяц.

9. Решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".

по телефонам Москва: (499) 346-72-95 Санкт-Петербург: (812) 429-73-11

Источник:

systecs.ru

Другие статьи

О «сомнениях» регистратора в наличии оснований для приостановления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

приостановление госрегистрации прав на недвижимое имущество

Южного и Северо-Кавказского федеральных округов

О «сомнениях» регистратора в наличии оснований для приостановления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. — Феронов С.В.

В Вестнике хозяйственного правосудия Южного и Северо-Кавказского федеральных округов №2 за 2011 год была поднята проблема определения кворума на общем собрании собственников земельных долей при решении вопроса об определении местоположения земельных участков для последующей передачи новому арендатору.

Так, 28 ноября 2010 года состоялось общее собрание участников общей долевой собственности земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства в границах плана землепользования СПК «Кавказ» Крыловского района Краснодарского края (материалы для проведения собрания и само собрание было подготовлено и проведено юристами ОАО «Юридическое агентство «СРВ»). На собрании были приняты решения об определении местоположения выделяемых земельных участков и передаче их в аренду новым арендаторам.

Не согласившись с принятыми решениями на общем собрании собственников земельных долей, бывшим арендатором ООО «Кавказ» эти решения были оспорены в Крыловской районный суд Краснодарского края.

Решением Крыловского районного суда Краснодарского края от 16.02.2011 года были удовлетворены требования ООО «Кавказ» и решения, принятые на общем собрании, были признаны непринятыми. Кассационным определением от 12.04.2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение суда первой инстанции отменила, в удовлетворении исковых требований отказала в полном объеме. Судом кассационной инстанции было установлено, что ранее между ООО «Кавказ» и собственниками земельных долей был заключен договор аренды земельного участка от 17.09.2004 года сроком на 5 лет. Указанный договор аренды земельного участка был зарегистрирован 05.11.2004 года со сроком действия договора с 05.11.2004 года по 05.11.2009 года. Часть собственников земельных долей за 6 месяцев уведомила арендатора ООО «Кавказ» об отказе заключать договор аренды на новый срок, что соответствует требованиям закона и свидетельствует о прекращении договора аренды с момента окончания срока его действия – с 05.11.2009 года.

По заявлению Крыловского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда было дано разъяснение, согласно которому определение Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12.04.2011 года действие договора аренды от 17.09.2004 года прекращено с 05.11.2009 года. Данное определение является основанием для погашения регистрационной записи об аренде ООО «Кавказ» от 05.11.2004 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вихляева Т.В., являясь участником долевой собственности на вышеуказанный земельный участок, интересы которой представляли сотрудники ОАО «Юридическое агентство «СРВ», обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации прекращения договора аренды от 17.09.2004 года, путем погашения регистрационных записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

На государственную регистрацию были представлены доверенность представителя, решение по гражданскому делу №2-12/2011 (2-689/2010) от 16.02.2011 года и кассационное определение Краснодарского краевого суда по делу №33-7269/2011 (2-689/2010) от 12.04.2011 года, кассационное определение Краснодарского краевого суда по делу №33-13951/2011 (2-689/2010), о чем в книге учета входящих документов была сделана запись №43/027/2011-409.

Статья 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает возможность приостановления государственной регистрации как по инициативе правообладателя, так и по инициативе государственного регистратора. Одним из оснований для приостановления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является сомнение регистратора прав в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Приостановление государственной регистрации прав должно сопровождаться письменным уведомлением о таком решении заявителю.

На основании статьи 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 30 августа 2011 года государственным регистратором заявителю было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на срок до 30.09.2011 г. Как было указано в сообщении о приостановлении государственной регистрации от 30.08.2011 года, основанием для приостановления послужило наличие сомнений в государственной регистрации прекращения записи о договоре аренды в ЕГРП, заключенного с ООО «Кавказ». В частности, у регистратора вызвало сомнение определение даты прекращения договора аренды.

Не согласившись с приостановлением государственной регистрации прав (погашения записи о договоре аренды) специалистами ОАО «Юридическое агентство «СРВ» было подготовлено заявление в Ленинский районный суд г. Краснодара об отмене решения Крыловского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю о приостановлении государственной регистрации о прекращении обременения права (договора аренды от 17.09.2004 года), и обязании осуществить государственную регистрацию прекращения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, заключенного с ООО «Кавказ».

В обоснование заявленных требований было указано, что в соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Крыловской отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю проигнорировал судебные акты Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда, которые указывали на то, что кассационное определение от 12.04.2011 года является основанием для погашения регистрационной записи об аренде ООО «Кавказ» от 05.11.2004 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Также, в соответствии с приказом Минюста РФ от 06.08.2004 г. N 135 (ред. от 24.12.2004 г.) государственная регистрация прекращения и расторжения договора аренды осуществляется посредством погашения регистрационных записей в подразделах III-4 и III-1 Единого государственного реестра прав в порядке, установленном разделом VI Правил ведения ЕГРП.

При этом в указанных разделах ставится печать установленной формы, в которой ставится дата совершения регистрационного действия, а не дата с которой прекращен договор аренды.

Таким образом, для осуществления государственной регистрации не имеет значения дата, когда договор прекратил свое действие, а достаточно лишь наличие факта его прекращения, о котором указывается в судебном акте.

Суд первой инстанции согласился с позицией заявителя и решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 07.12.2011 года заявление Вихляевой Т.В. было удовлетворено, суд первой инстанции обязал Крыловской отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию прекращения договора аренды земельного участка от 17.09.2004 года и погасить регистрационную запись об обременении права.

Таким образом, под «сомнения», установленные статьей 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» могут попадать и судебные акты, обязывающие государственного регистратора совершить определенные действия по регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ним.

Ниже публикуется текст решения Ленинского районного суда города Краснодара от 07.12.2011 года.

Заместитель генерального директора

ОАО «Юридическое агентство «СРВ»

ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КРАСНОДАРА

Именем Российской Федерации

07 декабря 2011 г. Дело № 2-4942/2011

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе: председательствующего- судьи Шипуновой М.Н., при секретаре Дорошенко К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Вихляевой Т. В. Об оспаривании решения Крыловского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Вихляева Т.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Крыловского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю о приостановлении государственной регистрации о прекращении обременения права от 05.11.2004г. ссылаясь, что является одним из 556 участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 37257000 кв.м.,

26.08.2011 года обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации прекращения договора аренды данного участка путем погашения регистрационных записей в подразделениях Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, представив судебные акты об отказе в обязании участников общей долевой собственность заключить договор аренды спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения на новый срок и признании заключенного договора аренды участка прекращенным. Однако уведомлением государственного регистратора от 30.08.2011 года государственная регистрация приостановлена на срок до 30.09.20011 года. Считает указанное решение Крыловского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю незаконным, просит обязать Управление Росреестра осуществить государственную регистрацию прекращения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения и погасить регистрационную запись об обременении права от 05.11.2004 года.

В судебное заседание представитель Вихляевой Т.В. по доверенности Роженко М.А. не явился, требования заявления поддержал и дополнил, просил дело рассматривать в его отсутствие.

Представитель Управления Росреестре по Краснодарскому краю по доверенности Мисливская О.А. заявленные требования не признала, пояснив, что Вихляева Т.В. 26.08.2011 года обратилась с заявлением о внесении в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним записи о расторжении договора аренды земельного участка, приложив копии судебных актов. В связи с наличием в них противоречий в части указания даты прекращения договора аренды был направлен запрос о разъяснении сложившейся ситуации и государственная регистрация погашения записи об аренде была приостановлена до 30.08.2011 года. До истечения указанного срока в Управление поступило определение Крыловского райсуда от 19.09.2011 года о приостановлении государственной регистрации прекращения договора аренды от 17.09.2004 года до вступления решения данного суда в законную силу. Считает, что действия Управления Росреестра законными и обоснованными, в удовлетворении заявления Вихляевой Т.В. просит отказать.

Выслушав представителя Управления Росреестра, исследовав матерйалы гражданского дела и обозрев материалы регистрационного дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со сг.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 37257000 кв.м., поле 1, кл. 2,3, поле 2 кл.1,2, поле 3,4,5,6,7,11, кл.1,2,3,4, поле 8,9, кл.2,4, поле 10, кл.3,6, поле 12, кл.1,2, отд.З, поле 1к, поле 2, кл.З, поле 3, кл.З, поле 6, кл.З,4, поле 1, кл.З, поле 4,5,6,10, кл. 3,4, поле 42 кл. 1,2, поле 7,8 кл. 1,2,3,4 поле 9 кл. 1,2,3,4 поле 9 кл. 1,2,3 поле 11 кл.4; отд.4 поле 1 к поле 12 кл.1,3 поле 11 кл.1 принадлежит 556 собственникам физическим и юридическим лицам, в том числе и заявителю Вихляевой Т.В., что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество.

Данный земельный участок по договору аренды от 17.09.2004 года передан в пользование ООО «Кавказ» сроком на 5 лет с момента государственной регистрации.

До истечения срока аренды часть арендодателей направили в адрес ООО »Кавказ» уведомления о нежелании пролонгировать договор аренды.

28.11.2010 года на общем собрании участников общей долевой собственности земельного участка в границах плана землепользования СПК «Кавказ» принято решение в связи с прекращением договора аренды земельного участка обратиться в регистрирующий орган с заявлением о погашении записи в ЕГРП от 05.11.2004 года.

ООО «Кавказ» обращалось с исковым заявлением к собственникам земельного участка с требованиями о заключении договора аренды на новый срок и признании решения общего собрания от 28.11.2010 года непринятым, по которому решением Крыловского районного суда Краснодарского края от

16.02.2011 года иск ООО «Кавказ» удовлетворен. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12.04.2011 года указанное решение Крыловского районного суда отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

21.07.2011 года по заявлению Крыловского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ООО «Кавказ» о разъяснении решения суда судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в своем определении указала, что « определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12.04.2011 года действие договора аренды от 17.09.2004 года прекращено с 05.11.2009 года. Данное определение является основанием для погашения регистрационной записи об аренде ООО «Кавказ» от 05.11.2004 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.»

26.08.2011 года Вихляева Т.В. обратилась в Крыловский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации прекращения договора аренды спорного земельного участка путем погашения регистрационных записей в подразделениях в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, представив указанные определения судебных коллегий.

В соответствии с ч.2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Уведомлением государственного регистратора от 30.08.2011 года государственная регистрация о прекращении обременения земельного участка сельскохозяйственного назначения от 05.11.2004 года приостановлена в связи с поступлением в регистрирующий орган решения Крыловского районного суда Краснодарского края от 25.07.2011 года, не вступившим в законную силу, с указанием о прекращении договора аренды с 25.07.2011 года.

Суд не может согласиться с позицией представителя Управления Росреестра по КК что приостановление государственной регистрации было вызвано наличием объективных причин- противоречий в содержании представленных судебных актов в части даты прекращения договора аренды, так как на момент обращения Вихляевой Т.В. с заявлением о государственной регистрации поступившее решение суда не вступило в законную силу и не являлось обязательным для исполнения органами и лицами. Решение Крыловского районного суда от 25.07.2011 года отменено кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22.11.2011 1года, как и определение Крыловского районного суда от 19.09.2011 года о приостановлении госрегистрации до вступления решения районного суда от 25.07.2011 года в законную силу.

При таких обстоятельствах, оснований для приостановления государственной регистрации прекращения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 05.11.2004 года на момент обращения Вихляевой Т.В. в регистрирующий орган не имелось и заявленные ею требования подлежат удовлетворению судом.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Заявление Вихляевой Т.В. об оспаривании решения Крыловского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним удовлетворить.

Обязать Крыловский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию прекращения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 37257000 кв.м., поле 1, кл. 2,3, поле 2 кл.1,2, поле 3,4,5,6,7,11, кл. 1,2,3,4, поле 8,9, кл.2,4, поле 10, кл.3,6, поле 12, кл.1,2, отд.З, поле 1к, поле 2, кл.З, поле 3, кл.З, поле 6, кл.3,4, поле 1, кл.З, поле 4,5,6,10, кл. 3,4, поле42 кл. 1,2, поле 7,8 кл. 1,2,3,4 поле 9 кл. 1,2,3,4 поле 9 кл. 1,2,3 поле 11 кл.4; отд.4 поле 1 к поле 12 кл.1,3 поле 11 кл.1 и погасить регистрационную запись об обременении права от 05.11.2004 года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней, через районный суд, а сторона, не присутствовавшая в судебном заседании вправе в течение 7 дней подать в суд заявление о пересмотре заочного решения.

Судья: М.Н. Шипунова

Состав редакционной коллегии ежеквартального журнала «Вестник хозяйственного правосудия Южного и Северо-Кавказского федеральных округов»

Савичев Р.В. (председатель) — генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ», депутат Думы Ставропольского края, Заслуженный юрист Республики Адыгея;

Анисимова В.В. (заместитель председателя) — Главный редактор журнала «Вестник хозяйственного правосудия Южного и Северо-Кавказского федеральных округов», Генеральный директор ООО «Коллекторское бюро «СРВ», помощник депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ, Заслуженный журналист Республики Адыгея;

Казачкова З.М. (заместитель председателя) — доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста РФ), главный научный сотрудник Центра научных исследований ВГУЮ (РПА Минюста РФ), кандидат экономических наук;

Траспов А.М. (заместитель председателя) — адвокат, член исполкома Гильдии российских адвокатов, кандидат юридических наук, почетный адвокат России, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва;

Медведев С.Н. — заведующий кафедрой гражданского права и процесса Северо-Кавказского федерального университета, доктор юридических наук, профессор;

Роженко М.А. — заместитель генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ», Заслуженный юрист Республики Адыгея;

Хадзакос А.Н — заместитель генерального директора по финансам ОАО «Юридическое агентство «СРВ»; Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса;

Субботина И.В. — кандидат юридических наук, преподаватель гражданского права и арбитражного процесса, судья Арбитражного суда Ставропольского края в отставке;;

Ткаченко М.П. — адвокат ОАО «Юридическое агентство «СРВ», Федеральный судья Изобильненского районного суда Ставропольского края в отставке

Гуцев Е.В. — заместитель генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ»;

Никитенко А.Н. — заместитель генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ»;

Полянкин А.А. — заместитель генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ»;

Источник:

vestnikxp.ru