Портал правовой информации

разрешение аренды земли в ссср

Категория: Земельные вопросы

Описание

Земельная реформа 90х годов и ее правовая основа - Правовое регулирование аренды земли

разрешение аренды земли в ссср Земельная реформа 90х годов и ее правовая основа

Первые правовые акты земельной реформы были приняты еще бывшим СССР. Верховный Совет СССР в апреле 1990 г. принял Основы законодательства о земле. Однако в те времена шла острейшая дискуссия: о необходимости введения частной собственности на землю на землю.

Основы законодательства о земле не ввели право частной собственности на землю. Но Основы ввели новшество - пожизненное наследуемое владение землей. Это еще не право собственности на землю, но уже одно правомочие как собственника - Основы закрепили передачу земельного участка по наследству. Основы ввели еще одно право на землю - право аренды земли.

22 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР «О земельной реформе» ВСНД и ВС РСФСР. 1990. № 26. С. 324; 1991. № 1. С. 5.. В них было впервые в России закреплено право частной собственности на землю, причем индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной. У хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом районе фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов.

Это было сделано на основе ст. 12 бывшей Конституции РСФСР 1978 г., в которую в 1990 г. были внесены изменения, и было предусмотрено право частной собственности граждан на землю. Но это право было очень ограниченным, неполным: собственник земельного участка не мог отчуждать его ни в какой форме (продать, подарить и т.д.) в течение 10 лет, т. е. был установлен общий 10-летний мораторий на распоряжение землей.

Было предусмотрено создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Они стали создаваться путем выделения членов колхозов и работников совхозов со своей земельной долей и имущественным паем.

В 1990 - 1991 гг. велась разработка нового Земельного кодекса. 25 апреля 1991 г. он был принят. Это - основной земельный законодательный акт, в котором были урегулированы, по существу, все земельные общественные отношения нового земельного строя. Но Кодекс не мог выйти за рамки Конституции, в которой был установлен 10-летний мораторий на продажу (передачу) земельных участков. Свободно разрешалась только купля-продажа земли государством у граждан и, наоборот, гражданами у государства.

Серьезнейшей новизной и революционным завоеванием ЗК РСФСР явилось установление судебного разрешения всех земельных споров. Раньше они рассматривались только в административном порядке.

Президент Российской Федерации решил регулировать ход реформы своими Указами. 27 декабря 1991 г. Президент Российской Федерации принял Указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы». Указ установил продажу (передачу в собственность) колхозниками и работниками совхозов своих земельных долей: при выходе на пенсию (по старости или инвалидности); при переселении в другую местность; при передаче в собственность по наследованию; при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.

Колхозники, работники совхозов получили право продавать свои участки другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз.

Таким образом, права указанных граждан на продажу земельных участков были расширены по сравнению с Конституцией и ЗК РСФСР.

Из названных положений Указа исходило и постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года о реорганизации колхозов и совхозов, в котором предписывалось колхозам и совхозам перерегистрироваться в новые формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и др.). Это противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный Суд не отреагировал на это. Реформа продолжилась.

Законодательными актами Верховного Совета Российской Федерации регулировались и регулируются плата за землю (Закон от 11 октября 1991 г. с дополнениями и изменениями); залог земли (Закон от 29 мая 1992 г.) и ряд других. Признано было необходимым принять закон об ипотеке.

Законодательный орган - Верховный Совет Российской Федерации, со своей стороны, принимал законы, направленные на дальнейшее расширение права частной собственности на землю.

В Конституцию РФ (ст. 12) были внесены дополнения и изменения, которыми разрешалась свободная купля-продажа земельных участков гражданами в четырех случаях - для ведения Жариков, Ю.Г., Улюкаев, В.Х., Чуркин В.Э. Земельное право: Учебник / Ю.Г. Жариков.- М.: Юрайт-Издат, 2003. - С. 45.:

Ш личного подсобного хозяйства;

Ш дачного строительства;

Ш индивидуального жилищного строительства.

Конституция и Закон не позволяли регулировать земельные отношения с учетом требований земельной реформы. Поэтому Президент Российской Федерации стал регулировать их в указном порядке.

Указом Президента Российской Федерации «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы» от 27 октября 1993 г. было установлено, что земля - имущество, недвижимость; все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, с учетом земельного и экологического законодательства. Земельное законодательство в указанной части должно соответствовать ГК РФ.

24 декабря 1993 г. Президент Российской Федерации принял Указ № 2228 «О приведении законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ». Он отменил часть ЗК РСФСР, ряд статей Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о земельной реформе реформе, 8 статей Закона о зерне.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.» продолжалась приватизация земель. В основных положениях содержатся два раздела «4» и «4.10», специально посвященные приватизации этих земель, их купле-продаже при приватизации предприятий. В сферу сделок с землей включились органы Госкомимущества.

Еще более важное значение имеет Указ Президента Российской Федерации «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. Он еще более расширяет земельную реформу.

Указом предусмотрены важные меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в самых различных формах для развития сельскохозяйственного производства, свободного выхода для организаций фермерских хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предоставлено право на получение земли специалистам сельского хозяйства; предусмотрено право местных органов власти выкупа у крестьян земельных долей для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное производство, и т.д.

Преобразование государственных предприятий в арендные широко проводилось на начальном этапе реформирования экономики. Со второй половины 1992 года активизировался процесс приватизации государственных и муниципальных предприятий с созданием на их основе акционерных и иных хозяйственных обществ. Законодательство о приватизации предусматривало в качестве одной из ее форм преобразование в акционерные общества и арендных предприятий. Таким образом, применение договора аренды предприятий в качестве способа разгосударствления экономики постепенно сошло на нет.

Действующий Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» исходит из нецелесообразности дальнейшего применения аренды в этих целях. Им предусматривается завершение операций по выкупу арендованных государственных и муниципальных предприятий в отведенный срок, по истечении которого право на их выкуп будет признано утратившим силу.

Общие цивилистические подходы и принципы регулирования договора аренды в условиях рыночной экономики были сформулированы и закреплены в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых в 1991 году и действовавших в Российской Федерации с 3 августа 1992 года.

Завершающим этапом разработки развернутого законодательства об аренде стало принятие части второй Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 марта 1996 года. В главе 34 Кодекса, регулирующей аренду, восприняты некоторые положения Основ гражданского законодательства, Основ законодательства об аренде и специальных нормативных актов, касающихся этих отношений, а также сохранены стабильные нормы ГК РСФСР 1964 года. Вместе с тем в ней содержится немало новелл. В Гражданском кодексе РСФСР аренде было посвящено всего 12 статей, в новом ГК РФ их в пять с лишним раз больше - 65. И дело не только в увеличении числа норм, детализации регулирования, но и в существенном изменении подходов к регламентации рассматриваемых отношений.

В главе 34 выделен комплекс общих норм, действие которых распространяется на все виды аренды. Наряду с этим введены нормы специального регулирования отдельных ее видов: проката, аренды транспортных средств, аренды зданий и сооружений, аренды предприятий, финансовой аренды - лизинга. Разграничение данных договоров осуществляется главным образом по предмету (объекту) аренды, но учитываются и другие моменты: например, сфера применения договора и специализация арендодателей - по договору проката, особый характер отношений - при лизинге и пр.

Правила § 1 главы 34 ГК РФ носят универсальный характер и полностью регулируют те виды арендных отношений, для которых не предусмотрено специальное регулирование, а также распространяются на договоры, выделенные в отдельные виды аренды, но лишь в той части, которая не урегулирована специальными нормами, относящимися к соответствующему виду отношений (прокату, лизингу и т.д.).

Гражданский кодекс РФ, являясь актом прямого действия, предусматривает вместе с тем возможность применения в определенных случаях других законодательных и иных правовых актов, дополняющих его нормы или устанавливающих специальные правила для отдельных видов отношений, имеющих специфику. В ст. 607 Кодекса говорится, что законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

Нормы, регулирующие сдачу в аренду земельных участков, содержатся в главе 17 ГК РФ (ст. 264, 270, 280), введенной в действие Федеральным законом от 16 апреля 2001 года № 45-ФЗ, и в Земельном кодексе РФ. Согласно п. 1 ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе распоряжаться им, в том числе сдавать в аренду, если соответствующие земли не исключены из оборота или не ограничены в обороте. О праве передачи земельных участков в аренду говорится также в ст. 264, причем в п. 3 статьи указано, что владелец земельного участка, не являющийся собственником (в том числе арендатор), не вправе распоряжаться им, если иное не предусмотрено законом или договором.

В Земельном кодексе РФ вопросы аренды регулируются главой IV (посвященной различным видам пользования землей). В соответствии со ст. 20 Кодекса юридические лица (кроме указанных в п. 1), имевшие право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, обязаны переоформить это право на право аренды или приобрести их в собственность до 1 января 2004 года.

Аренде земельных участков посвящена ст. 22 Земельного кодекса РФ.

Сдача в аренду участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, как правило, путем проведения конкурсов и аукционов. Порядок их проведения определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 года № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков». По результатам торгов, на которые выставляется право на аренду земельного участка, составляется протокол, являющийся основанием для заключения договора аренды с победителем конкурса (аукциона). Договор подлежит оформлению в течение 5 дней после подписания протокола (см. п. 26 Правил).

За арендатором участка закреплены довольно широкие права по распоряжению им в период действия договора: сдаче в субаренду без согласия собственника (но с уведомлением его), если иное не предусмотрено договором (ср. ст. 264 ГК РФ), передаче прав и обязанностей по договору другому лицу, внесению в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества и т.д.

Условия аренды и выкупа земельных участков, на которых находятся приватизированные объекты недвижимости, определяются Законом о приватизации (ст. 28). По желанию собственника объекта, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок до 49 лет.

Источник:

studbooks.net

Другие статьи

Экономические реформы в 1985-1991 годов: от плановой экономики - к рыночной

Экономические реформы в 1985-1991 годов

В период "перестройки" экономика государства требовала таких же радикальных изменений, как и другие сферы государственной жизни. В середине 80 х годов советское общество находилось на грани серьезнейшего экономического кризиса. Плановая система производства не могла удоветворить потребности населения.

В стране свирепствовал острый дефицит продовольствия. В связи с падением уровня выручки от экспорта нефти, государственный бюджет страны сократился на 35 % . Устарелое оборудование фабрик, заводов и сельскохозяйственных предприятий не позволяло выпускать необходимое для экспорта количество продукции.

Выход из сложившийся ситуации был возможен только в переходе от плановой экономики к рыночной, что позволило бы СССР стать полноправным членом мирового рынка и, таким образом, поднять уровень экономики в государстве.

Разработка перехода к рыночной экономики

По инициативе Генерального Секретаря М. Горбачева, переход к рыночной экономики в СССР должен был носить постепенный характер. Первым шагом экономической реформы была демонополизация государственных предприятий и разрешение на право аренды их частными лицами.

В сельском хозяйстве сначала было разрешено частное владение земельными наделами, создавались первые фермерские предприятия. Объем продуктов производства одного частного фермера в десятки раз превышал совхозный. Однако Горбачев со временем передумал полностью передавать землю во владение крестьян и заменил его возможностью аренды на 50 лет.

Со стороны земледельцев это вызвало бурю недовольства, что повлекло за собой отказ обрабатывать арендуемые земли. Состоянием на 1990 год, колличество всех обрабатываемых земельных наделов составляло лишь 10 %, что говорило о неизбежности краха экономики.

Не смотря на разрешение частной собственности, государство закрепляло за собой функцию контроля над ценовой политикой каждого предприятия, что не давло возмжности предпринимателям вести самостоятельную деятельность. Еще одним неудавшимся планом перехода к рыночной экономики было введение антиалкогольной политики.

Горбачев надеялся на то, что с сокращением пьянства, в Советском Союзе появится больше рабочей силы, которая будет способствовать росту уровня производства. Но позитивных результатов это не принесло - государство ежегодно лишалось более 20 млн. рублей, которые могли быть выручены за продажу алкоголя.

Впервые за всю историю Советского Союза, правительства союзных республик, видя непоследовательную и непродуманую политику Горбачева, решили самостоятельно реформировать экономику государств, независимо от решений Верховного Совета и Кабинета министров СССР. Это послужило первым этапом начала выхода из СССР его государств-членов.

Причины краха экономических реформ

Рыночная экономика предусматривает два вида своего фактического внедрения: шоковый и градуалистический. Первоначально объявив градуалистическое направление экономических реформ, которое должно было начаться в первую очередь с изменения законодательства, Горбачев вопреки собственной политики выбрал шоковый курс.

Правительство не предусмотрело, что материальная база предприятий, да и само население, не было готово к столь радикальным изменениям. Уже к лету 1991 года стало понятно, что ни экономика Советского Союза, ни само государство будущего не имеют.

Нужна помощь в учебе?

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Источник:

nado5.ru

Земля в СССР - правоподтверждающий документ - Земельное право - Конференция ЮрКлуба

Конференция ЮрКлуба Земля в СССР - правоподтверждающий документ
Gwendalyn 04 Мар 2009

У меня вертится "государственный акт на право пользования землей" - но о нем знаю достоверно лишь то, что таковой совершенно точно имело место после 1991 года. А до 1991 года - не в курсе, был ли таковой или что-то подобное.

Buutch 04 Мар 2009
Gwendalyn 04 Мар 2009

вообще интересует период позднего брежнева - горбачева то есть с 1980 по 1991-92

более ранние тоже, но это уже позже.

greeny12 04 Мар 2009

для сельхозпредприятий (!) в Советском Союзе какой правоподтверждающий документ на право пользования землей был?

и кто этот правоподверждающий документ тогда выдавал?

Начнем с того, что сельхозпредприятиями назывались колхозы, а также были объединения и организации, именуемые как сельхозпредприятия.

А еще были подсобные сельхозпредприятия - совхозы и сами совхозы как сельхозпредприятия без подсобных хозяйств.

Юнг 04 Мар 2009

а также к сельсовету (по территории).

Сельсоветы никакого отношения к земле не имели, все решал территориально колхоз.

А по моему в СССР был акт (государственный)пользования землей, а на местах земельные вопросы решали колхозы, если я не забыл.

greeny12 04 Мар 2009

а также к сельсовету (по территории).

Сельсоветы никакого отношения к земле не имели, все решал территориально колхоз.

А по моему в СССР был акт (государственный)пользования землей, а на местах земельные вопросы решали колхозы, если я не забыл.

Государственные акты на право пользования землей выдавали Министерства. (см. например Постановление Совмина СССР от 21.07.1947 № 2604, Приказ Минздрава СССР от 18.04.75 N 390)

По решению соответствующего Министерства колхозам эти акты могли выдаваться исполнительным комитетом районного (городского) Совета народных депутатов. Причем в акте закрепляемые за колхозом земли подразделялись на земли общественного пользования и приусадебные земли, отграниченные в натуре от земель общественного пользования.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СНК СССР от 08.04.1945 N 698

"О ВОССТАНОВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКТОВ НА БЕССРОЧНОЕ (ВЕЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛЕЙ КОЛХОЗАМИ, ЗЕМЕЛЬНЫХ ШНУРОВЫХ КНИГ В КОЛХОЗАХ РАЙОНОВ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ"

Р.Дмитриев 04 Мар 2009

Беда в том, что очень часто еще только получив какое-то решение окружного исполкома советов о направлении ходатайства об отводе (такое ходатайство направлялось в более высокий орган) многие советские предприятия разных отраслей народного хозяйства не ждали ничего иного. И такие решения выдавались и выдаются сейчас как првоустанавливающий, и как правоподтверждающий документ.

Тема интересная, что буду подыскивать у себя в архивах - буду выкладывать

Archishenok 05 Мар 2009

Согласно Основам законодательства Союза ССР и союзных республик «О земле», принятых Верховным Советом СССР 28.02.1990 г., предоставление земельных участков во владение и пользование осуществляется в порядке отвода (ч. 1 ст. 8); право владения и право постоянного пользования землей удостоверяется Государственным актом (ч. 4 ст. 8). Частью 1 ст. 12 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 г. также установлено, что предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода. В соответствии с ч. 4 ст. 13 ЗК РСФСР 1970 г. правом предоставления земельных участков из земель городов были наделены исполнительные комитеты городских Советов народных депутатов. Положением о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 22.03.1974 г. № 175, предусмотрено, что предоставление земельного участка оформляется соответствующим решением горисполкома (п. 31). Постановлением Совмина СССР от 06.03.1975 г. № 199 была утверждена форма единого для всего СССР Государственного акта на право пользование землей, выдаваемого исполкомами Советов, принявших решение об отводе земли. Системное толкование вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что отвод земельного участка во время заключения оспариваемого Договора должен был происходить на основании решения Исполнительного комитета Московского городского совета депутатов и подтверждаться Государственным актом утвержденной Советом Министров СССР формы, являвшимся на тот момент единственным законным правоустанавливающим документом на отведенный земельный участок.

Сообщение отредактировал Archishenok: 05 Март 2009 - 08:21

askpravo 09 Мар 2009
Archishenok 09 Мар 2009

а в болле ранний период, года с 1955-го ?

А вот - ХЗ, если честно

Но, думаю, принципиально вряд ли что отличалось. Может, какие-нить совнархозы этим заведовали.

Надо в К+ в базе "Документы СССР" порыться.

Сообщение отредактировал Archishenok: 09 Март 2009 - 06:21

Источник:

yurclub.ru

АРЕНДА В СССР - Справочная юридическая информация

Портал "Юристъ" - Ваш успех в учебе и работе! Справочная юридическая информация

Юридический справочник для населения, Издательство "Юридическая литература",1989, с изменениями.

Правовую и экономическую основу, необходимую для развития всех видов арендных отношений, наряду с Указом, составляют пост.

Арендодателями могут быть гос. органы, упопномоченные на то Советом Министров СССР, Советами Министров союзных или авт. республик, исполкомы соотв. Советов народных депутатов, совхозы, колхозы, др. гос., кооперативные и иные общественные предприятия (организации) и граждане, в ведении, владении, пользовании и распоряжении (оперативном управлении) или в собственности к-рых находится арендуемое имущество. В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, арендодателями природных ресурсов могут быть также их первичные пользователи. Арендаторами могут быть совхозы, колхозы и др. гос., кооперативные и иные общественные предприятия (организации), в т. ч. организации арендаторов, коллективы их подразделений, а также гражданин или группа граждан. Организация арендаторов создается на строго добровольных началах и пользуется правами юридического лица. Членами указанной организации могут быть как работники гос. предприятия, на базе к-рого создана эта организация, так и др. граждане, достигшие 16-летнего возраста.

Имущество, переданное в аренду, остается собственностью гос-ва или арендодателя. Продукция, произведенная арендаторами — кооперативными или иными общественными предприятиями (организациями) и гражданами, является их собственностью. В случае произведенного арендатором за счет собственных средств и с разрешения арендодателя улучшения арендованного имущества (реконструкция здания или сооружения, замена оборудования и т. п.) или возведения на арендованном участке зданий и сооружений арендатор имеет право после прекращения договора А. на возмещение произведенных для этой цели необходимых расходов. Стоимость улучшений, произведенных арендатором без разрешения арендодателя и не отделимых без вреда для арендованного имущества, возмещению не подлежит. В договоре А., в к-ром в качестве арендатора выступает колхоз, др. кооперативная или иная общественная организация либо гражданин, может быть предусмотрено, что: здания и сооружения, возведенные арендатором на арендованном земельном участке за счет собственных или заемных средств, являются его собственностью; арендованное имущество, за исключением объектов, составляющих исключительную собственность гос-ва, по истечении определенного договором срока переходит в собственность арендатора при условии, что стоимость этого имущества полностью покрывается выплаченной арендной платой. При этом в собственность гражданина может перейти имущество, необходимое для ведения личного подсобного х-ва и индивидуальной трудовой деятельности.

Для повышения заинтересованности членов организации арендаторов в приросте основных производственных фондов часть приращенной стоимости имущества может зачисляться на лицевые счета арендаторов — долевой фонд членов организации арендаторов. На эти средства ежегодно начисляются и выплачиваются проценты. При ликвидации организации арендаторов средства, накопленные на личных счетах, выплачиваются арендаторам.

Организация арендаторов наделена правом самостоятельно определять формы организации и системы оплаты труда, продолжительность и распорядок рабочего дня, порядок предоставления выходных дней и отпусков, а также др. условия оплаты труда. Вместе с тем она обязана осуществлять меры по обеспечению охраны труда и технике безопасности, установленные для гос. предприятий.

Лицам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью в с.х-ве (крестьянским х-вам), могут предоставляться в А. земельные участки (см. Аренда земли).

Члены организации арендаторов, а также члены крестьянских х-в подлежат социальному страхованию и социальному обеспечению наравне с рабочими и служащими. Для этого организации арендаторов и крестьянские х-ва вносят в гос. фонд социального страхования отчисления от своих доходов в порядке и размерах, устанавливаемых Советом Министров СССР. Период работы в организации арендаторов или в крестьянском х-ве, в течение к-рого уплачивались страховые взносы, включается в трудовой стаж.

Основным документом, регламентирующим отношения арендодателя с арендатором, является договор А. Он заключается на началах добровольности и полного равноправия сторон. Договор может заключаться на конкурсной основе. Срок аренды также определяется договором. При этом А. земли, зданий, сооружений и имущества предприятий в цепом должна носить, как правило, долгосрочный характер — от 5 до 50 лет и на более длительный срок. С учетом характера имущества и цепей аренды договор может быть краткосрочным — до 5 лет. По истечении срока договора арендатор, надлежащим образом исполняющий принятые на себя по договору обязанности, имеет право на возобновление договора. При прекращении договора с арендатором-гражданином преимущественное право на заключение договора А. имеют члены его семьи, совместно с ним проживавшие и работавшие. В случае смерти арендатора права арендатора переходят к одному из наследников, проживавших и работавших с ним до его смерти. При прекращении договора А. арендатор и члены его семьи сохраняют право собственности на жилой дом и др. имущество и право пользования приусадебным участком.

Арендная ппата может устанавливаться за все арендуемое имущество в совокупности или отдельно по каждому объекту арендуемого имущества в натуральной, денежной и смешанной формах. Размер арендной ппаты и порядок ее внесения опредепяется договором. Арендатор самостоятельно определяет направпения своей хозяйственной деятельности и распоряжается произведенной им продукцией (работой, услугами) и полученным доходом в соотв. с действующим законодательством и договором А. Вмешательство арендодателя в использование арендованного имущества, в хозяйственную деятельность арендатора не допускается.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору А. стороны несут ответственность, установленную законодательством и договором. Арендатор освобождается полностью или частично от ответственности за неисполнение обязанностей по договору, если они не использованы в результате стихийных бедствий и др. обстоятельств, в наступлении к-рых он не виновен.

Арендатору обеспечивается защита его права на имущество, полученное по договору А., наравне с защитой, установленной гражданским законодательством в отношении права собственности. Он может истребовать арендуемое имущество из любого незаконного впадения, требовать устранения препятствий в использовании имущества, возмещения ущерба, причиненного имуществу всеми лицами, включая арендодателя.

Споры, возникающие при исполнении договора А., рассматриваются судом или арбитражем в соотв. с их компетенцией. Споры, возникающие в связи с исполнением договора арендного подряда, разрешаются советом трудового коллектива предприятия (общим собранием членов колхоза), а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, — судом.

Источник:

lawbook.online