Портал правовой информации

отличие дознания и предварительного следствия

Категория: Уголовный юрист

Описание

Дознание и предварительное следствие: общие черты и различия - Рефераты для всех

отличие дознания и предварительного следствия

Дознание - одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием) в уголовном судопроизводстве.

К подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях: кража, грабеж, уничтожение или повреждение имущества по неосторожности и др. Как правило, это преступления небольшой и средней тяжести, по которым максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы. По письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства в форме предварительного следствия.

Дознание осуществляется в 3-х формах:

1. Сбор и проверка материалов по факту совершенного преступления с последующим возбуждением УД и проведения предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием);

2. Проведение неотложных следственных действий после возбуждения УД органом дознания до передачи УД следователю;

3. Сбор материалов по делам, предварительное расследование по которым не обязательно (т. е. протокольная форма досудебной подготовки материалов).

К органам, имеющим право проводить дознания относятся:

- органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

- органы Федеральной службы судебных приставов России;

- командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

- органы Гос. пожарного надзора;

- капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, - по УД о преступлениях, совершённых на данных судах;

- руководители геологоразведочных партий и зимовок, удалённые от мест расположения органов дознания по УД о преступлениях, совершённых по месту нахождения данных партий и зимовок;

- главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ - по УД о преступлениях, совершённых в пределах территорий данных представительств и учреждений.

(см. текст в предыдущей редакции)

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения УД. При необходимости этот срок м/б продлен прокурором до 30 суток. (см. текст в предыдущей редакции)

Приостановленное дознание м/б возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, м/б продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания м/б продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по УД, находящимся в производстве следователя Следственного комитета РФ, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ

В случае, если УД возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения.

Производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема по постановлению начальника органа дознания может осуществляться группой дознавателей.

По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания. В обвинительном акте указываются:

1) дата и место его составления; 2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего; 3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного УД;

5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;

6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания; (см. текст в предыдущей редакции)

7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

9) список лиц, подлежащих вызову в суд.

Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены (потерпевший или его представитель по ходатайству м/б ознакомлен) с обвинительным актом и материалами УД, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами УД.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Прокурор рассматривает УД, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного акта и о направлении УД в суд;

2) о возвращении УД для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия установленным требованиям, установ срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта - не более 3 суток; (см. текст в предыдущей редакции)

3) о прекращении УД по имеющимся для такого прекращения основаниям;

4) о направлении УД для производства предварительного следствия.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

(см. текст в предыдущей редакции)

Формами предварительного расследования являются предварительное следствие и дознание.

Терминсоотношение предполагает, с одной стороны, выделение черт, признаков, объединяющих какие-либо явления, являющихся общими для них, а с другой — определение черт, признаков, которые различают соответствующие явления.

Предварительное следствие и дознание обладают следующими общими характерными признаками:

1) предварительное следствие и дознание являются формами предварительного расследования;

2) в рамках предварительного следствия и дознания разрешаются единые общие и непосредственные задачи;

3) процессуальными основаниями производства предварительного следствия и дознания являются единые нормы уголовно-процессуального законодательства России;

4) для предварительного следствия и дознания характерны единые правовые последствия: их материалы служат основанием рассмотрения уголовных дел в судебном разбирательстве.

Вместе с тем предварительное следствие и дознание являются самостоятельными формами расследования, хотя превалирующую роль играет предварительное следствие, поскольку дело о любом преступлении может быть расследовано в форме предварительного следствия. Поэтому они не могут быть идентичными. В связи с этим между ними существуют серьезные различия.

1. По органам, осуществляющим предварительное следствие и дознание.

В соответствии со ст. 125 УПК органами предварительного следствия являются:

а) следователи прокуратуры, в том числе следователи военной прокуратуры;

б) следователи органов внутренних дел;

в) следователи органов федеральной службы безопасности;

г) следователи федеральных органов налоговой полиции.

Согласно ст. 117 УПК, органами дознания являются:

2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений — по делам обо всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов, по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;

3) органы федеральной службы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению;

4) начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов — по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил;

6) органы пограничной службы РФ — по делам о нарушениях режима государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;

7) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

8) федеральные органы налоговой полиции — по делам, отнесенным законом к их ведению;

9) таможенные органы — по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188, 189, 190, 193 и 194 УК.

По моему мнению, перечень органов дознания должен быть исчерпывающим и обязательно содержаться в ст. 117 УПК. Между тем права органа дознания предоставлены ГИБДД Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным указом президента РФ от 15 июня 1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». В соответствии с п. «к» ст. 11 указанного положения на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД РФ возложена обязанность проведения дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств.

Среди органов дознания можно выделить универсальные и специальные.

Универсальные — органы дознания, имеющие право возбуждения и расследования уголовного дела в отношении любого преступления. К ним относятся милиция, капитаны морских судов и начальники зимовок.

Специальные — органы дознания, имеющие право возбуждения и расследования уголовного дела только в отношении преступлений, указанных в законе.

Органы дознания можно также подразделить на органы, имеющие и не имеющие оперативных подразделений. В частности, оперативные подразделения имеются в милиции, органах федеральной службы безопасности, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, органах пограничной службы, федеральных органах налоговой полиции.

Органы дознания представляют собой систему, состоящую обычно из двух элементов: руководителей учреждений, наделенных полномочиями органов дознания, и должностных лиц, называемых в законе «лицами, производящими дознание». Основной труд по расследованию преступлений лежит на плечах последних. Однако наиболее важные решения по делу этих лиц приобретают юридическую силу лишь после их утверждения начальником органов дознания.

2. По срокам производства дознания и предварительного следствия.

В соответствии со ст. 121 УПК дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, должно быть закончено не позднее 10 суток со дня возбуждения дела. Этот срок продлению не подлежит.

По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Этот срок может быть продлен прокурором, осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц. В исключительных случаях срок производства дознания может быть продлен по правилам продления срока производства предварительного следствия.

Предварительное следствие должно быть закончено не позднее чем в 2-месячный сррк. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу (ст. 133 УПК). Этот срок может быть продлен районным прокурором — до 3 месяцев.

По делам, расследование которых представляет собой особую сложность, прокурор субъекта РФ и его заместители могут продлить срок предварительного следствия до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

Закон не устанавливает предельных сроков расследования. Тем не менее они определяются моментом истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности, поскольку наступление этого обстоятельства влечет за собой прекращение производства по уголовному делу.

При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях.

В случае необходимости продления срока следствия следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия.

Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.

3. По процессуальной самостоятельности следователя и органа дознания (ст. 120 и 127 УПК).

На орган дознания не распространяются правила ч. 2 ст. 127 УПК.

По общему правилу указания прокурора обязательны для следователя и органа дознания.

В то же время в случае несогласия следователя с указанием прокурора о:

а) привлечении лица в качестве обвиняемого;

б) квалификации преступления;

в) объеме обвинения;

г) направлении дела для предания обвиняемого суду;

д) прекращении дела.

Следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или производство следствия по этому делу поручается другому следователю.

В отличие от следователя орган дознания при несогласии с указаниями прокурора вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний.

4. По процессуальному режиму производства предварительного следствия и дознания.

По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе знакомиться с материалами дела (ст. 200 УПК). По окончании дознания указанные участники процесса лишь извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются (ст. 120 УПК).

Отличие дознания от предварительного следствия по процессуальному режиму и процессуальной самостоятельности не имеет достаточных теоретических и практических оснований. Лишение некоторых участников процесса права на ознакомление с делом противоречит принципу равенства прав, который должен действовать независимо от форм досудебной подготовки материалов. Возложение обязанности на органы дознания во всех случаях выполнять указания прокурора по основным вопросам определения направлений расследования противоречит правилу оценки доказательств по внутреннему убеждению (ст. 71 УПК).

Комментариев нет Добавить комментарий Отменить ответ Похожие статьи

Что изучает Астрономия? Презентация по физике для учащихся 7 класса

«?арышты зерттеу ж?не ?арышты? экологиясы»

Саба? жоспары Сынып: 5 П?н: Жаратылыстану Та?ырыбы: ?арышты зерттеу ж?не ?арышты? экологиясы Саба?ты? ма?саты : Білімділік: ?арышты зерттеу ж?не ?арышты? экологиясы туралы о?ушыларды? білімін ?алыптастыру. Дамытушылы?: ?арышты зерттеу ж?не ?арышты? экологиясы туралы о?ушыларды? білімін ары ?арай дамыту. Т?рбиелік: О?ушыларды ?зара т?сіністікке, ?жымшылды??а т?рбиелеу Саба? типі:Аралас саба?. Саба? ?дісі: баяндау, т?сіндіру …

Решение задач по астрономии

Подготовка к контрольной работе по астрономии Какими координатами определяется местонахождение светила на небесной сфере в экваториальной системе небесных координат? Какие небесные координаты не изменяются со временем вследствие суточного вращения небесной сферы? В какой конфигурации ближе всего Венера подходит к Земле? Чем объясняется сравнительно большое сжатие планет-гигантов? Определите период обращения вокруг …

Источник:

4all.ru

Видео

Другие статьи

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛНОМОЧИЙ ДОЗНАВАТЕЛЯ И СЛЕДОВАТЕЛЯ НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ - Научная Конференция, Симпозиум, Конгресс на Проек

отличие дознания и предварительного следствия

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛНОМОЧИЙ ДОЗНАВАТЕЛЯ И СЛЕДОВАТЕЛЯ НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Дальневосточный федеральный университет

Действующий УПК РФ законодательно закрепил разрыв между органами дознания и следователями, которые в силу особенностей российского уголовно-процессуального законодательства обладают несколько различным объемом полномочий в рамках предварительного расследования [1, с. 1]. Полномочия дознавателя определены в ст.41 УПК РФ. При производстве дознания дознаватель наделен полномочиями: по возбуждению уголовного дела в порядке ст. 146 УПК РФ; по производству следственных действий в порядке глав 24 - 27 УПК РФ; по принятию процессуальных решений в порядке и на основаниях, предусмотренных главами 23, 28 УПК РФ (о начале, месте расследования, о соединении и выделении уголовных дел, о приостановлении и возобновлении, о приобщении в качестве вещественных доказательств и многие другие); по принятию итоговых решений. Полномочия следователя определены в ст.38 УПК РФ.

Из анализа указанных законодательных положений следует, что по ряду правовых позиций следователь обладает большей процессуальной самостоятельностью, чем дознаватель. В отдельных случаях, предусмотренных законом, процессуальные решения дознавателя требуют согласования с начальником органа дознания, поскольку в противном случае решение не будет иметь юридической силы. Например, обвинительный акт требует утверждения у начальника органа дознания. В то же время обвинительное заключение приобретает юридическую силу итогового документа с момент, его подписания следователем и не требуется письменного утверждения у руководителя следственного органа.

В юридической литературе неоднократно проводились различия в полномочиях дознавателя и следователя по отношению к указаниям прокурора [2, с. 2]. На основании ст. 37 УПК РФ пределы полномочий прокурора при осуществлении надзора за деятельностью органов дознания шире, чем за органами предварительного следствия. Так, прокурор дает согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения, о производстве отдельных процессуальных действий. Для органов предварительного следствия подобное ходатайство с прокурором не согласовывается.

Прокурор, помимо дачи согласий на указанные действия и утверждения процессуальных решений, вправе также давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве любых процессуальных действий (п.4 ч.2 ст.37 УПК РФ); отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя (п.6 ч.2 ст.37 УПК РФ); разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы (п.9 ч.2 ст.37 УПК РФ); отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ (п.10 ч.2 ст.37); возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч.2 ст.37 УПК РФ).

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора. Указания прокурора, данные дознавателю, обязательны для него. При этом дознаватель вправе обжаловать указания прокурора вышестоящему прокурору, однако обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

В рамках рассматриваемого вопроса необходимо представить характеристику основных процессуальных полномочий дознавателя и следователя.

Основные полномочия, образующие процессуальный статус должного лица, проводящего предварительное расследование, могут быть объединены в следующие группы.

Полномочия по решению вопроса о возбуждении уголовного дела:

1. Принимать и проверять сообщение о любом совершенном или

готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);

2. Возбуждать уголовное дело;

3. Отказывать в возбуждении уголовного дела (ч.1 ст. 148 УПК РФ)-

Полномочия по обеспечению надлежащего субъекта производства предварительного расследования:

1.Принимать уголовное дело к своему производству (п.2 ч.2 ст.38 УПК

РФ). В ст. 149 УПК РФ, где речь идет о направлении уголовного дела после его возбуждения, не говорится о вынесении следователем специального решения о принятии дела к своему производству, однако, по смыслу ч.1 ст. 156 УПК РФ, в постановлении о возбуждении дела следователь, дознаватель указывает о принятии им уголовного дела к своему производству;

2. Передавать уголовное дело руководителю следственного органа (органа

дознания) для направления по подследственности (п.2 ч.2 ст.38, ч. 1 ст.146 УПК РФ);

3. Заявлять самоотвод при наличии обстоятельств, исключающих его участие в производстве по делу (ст.62 УПК РФ).

Полномочия по направлению хода расследования:

В законе не раскрывается понятие «направление расследованиями, что то же самое, «направление хода расследования» (п.4 ч.2 ст.37, п.3 ч. Ч. 1 ст. 39 УПК РФ), которое включает в себя: во-первых, полномочия по определению предмета предварительного следствия; во-вторых, полномочия по направлению уголовного дела [3, с. 3].

В рамках данного круга полномочий наиболее полно проявляются различия в полномочиях дознавателя и следователя. Так, определение предмета предварительного следствия состоит в том, что следователь может самостоятельно: выдвигать версии, т.е. подлежащие следственной и оперативно-розыскной проверке предположения, касающиеся, прежде всего, события преступления, лиц, виновных в его совершении, форм их вины и мотивов действий, а также других фактических обстоятельств дела; квалифицировать инкриминируемые преступления; определять вопросы и обстоятельства, которые необходимо выяснить по каждой версии, эпизоду или по делу в целом (т.е. объем обвинения); устанавливать источники доказательственной информации, подлежащей исследованию; определять круг следственных действий, необходимых по данному делу; вносить запрос о производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства процессуальных действий на территории иностранного государства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности (ч.1 ст.453 УПК РФ) [4, с. 4].

Направление уголовного дела - это определение его дальнейшей

процессуальной судьбы, т.е. принятие решений, определяющих движение дела от одного процессуального этапа или стадии в другие. Именно в подобном смысле данное понятие встречается в УПК РФ (ст.ст.149, 157, гл.30, ст.ст.222, 386, 451, 458). Следователь самостоятельно направляет уголовное дело, принимая решения о: привлечении лица в качестве обвиняемого (ст. 171 УПК РФ); приостановлении и возобновлении предварительного расследования (ст. ст. 208, 211 УПК РФ); прекращении уголовного дела или уголовного или уголовного преследования (ст.ст.212, 213 УПК РФ). Дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1 УПК РФ); составляет обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания, и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору (ст. 225 УПК РФ).

Полномочия по применению мер процессуального принуждения:

Полномочия по обеспечению законных интересов подозреваемого, обвиняемого и других участников предварительного расследования:

Таким образом, можно констатировать, что по своим полномочиям дознаватель близок к следователю. Основное отличие состоит в том, что дознаватель менее самостоятелен в процессуальном отношении, чем следователь, поскольку все указания прокурора и начальника органа дознания, данные в установленном законом порядке, для него обязательны, а их обжалование не приостанавливает исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

В отличие от дознавателя следователь обладает исключительными процессуальными полномочиями по обеспечению своей процессуальной самостоятельности:

1. Представлять свои письменные возражения руководителю

следственного органа при несогласии с требованиями прокурора об устранении

нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе

предварительного следствия (ч. 3 ст.38 УПК РФ);

2. Обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение

прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства

дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации

действий обвиняемых или составления обвинительного заключения и устранения

выявленных недостатков (п.2 ч. 1, ч.4 ст.221 УПК РФ);

3. Обжаловать указания руководителя следственного органа, за

исключением предусмотренных ч.4 ст.39 УПК РФ, руководителю вышестоящего следственного органа. При этом следователь вправе до принятия решения руководителем вышестоящего следственного органа приостанавливать исполнение указаний, если они касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения (ч. 3 ст.39 УПКРФ);

4. Давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164, ст. 210 УПК РФ).

1. Гаврилов Б.Я. О некоторых актуальных проблемах совершенствования предварительного следствия // Российский следователь. 2009. № 16. С. 9.

2. Одинцов В.Н. О процессуальном статусе дознавателя в российском уголовном процессе //Труды академии управления МВД России. 2009. № 4. С. 76.

3. Москалькова Т.Н. Порядок возбуждения уголовного дела // Под ред. В.М. Лебедева и В.П. Божьева. – М., 2008. С. 457.

4. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, М.П. Полякова. – 3-у изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2009. С. 438.

Источник:

com.ua