Портал правовой информации

состав земель перевод земель из одной категории в другую

Категория: Земельные вопросы

Описание

Категории земель

Категории земель. Перевод земель из одной категории в другую.

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

Перевод земель из одной категории в другую:

Основания для отказа в принятии ходатайства для перевода земель:

1) Ненадлежащее лицо

2) Неполный пакет документов

Основания для отказа в переводе:

1) Несоответствие испрашиваемого целевого назначения документам территориального планирования

2) Отрицательное заключение экспертизы

3) Запрет, установленный ФЗ

Согласно положению п. 1 ст. 8 ЗК РФ, отнесение земель к соответствующим категориям и их перевод из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности - органами исполнительной власти субъектов РФ;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

- земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов РФ;

- земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

1) Заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель (участков земель) из одной категории в другую в компетентный орган.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в должны быть указаны:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

При этом к ходатайству в соответствии с Законом о переводе земель должны быть приложены:

1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;

Если принято решение об отказе в принятии ходатайства, оно подлежит возврату заинтересованному лицу в течение 30 дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

2) По результатам рассмотрения ходатайства компетентным органом принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки:

1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации;

2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Вышеуказанный акт не может быть принят на какой-либо определенный срок.

3) После принятия акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия.

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суде.

При этом перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает кадастровую стоимость среднерайонного уровня, и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, в другую категорию не допускается.

Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в другую категорию осуществляется без ограничений, но имеет некоторые особенности:

- при переводе земель промышленности и иного специального назначения, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу в другую категорию необходим утвержденный проект рекультивации земель;

- при переводе земель промышленности и иного специального назначения, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность в другую категорию необходимо сначала произвести восстановление нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов в другую категорию осуществляется только при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:

1) организации особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения черты поселения;

3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

В иных случаях перевод земель лесного фонда и в другую категорию допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией в связи с:

1) невозможностью их дальнейшего использования по целевому назначению;

2) прекращением нужд лесного хозяйства;

3) необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, добычей полезных ископаемых, содержанием объектов культурного наследия народов РФ.

Перевод земель водного фонда в другую категорию допускается в случаях:

1) создания особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения населенных пунктов;

3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы

Источник:

lektsia.com

Другие статьи

Книга: О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую

Книга: О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую

Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2004г. N 172-Фз "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

Комментарий к статье 1

Статья 1 комментируемого Закона закрепляет систему нормативных правовых актов, регулирующих отношения, которые возникают в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Комментируемый Закон не содержит понятийного аппарата. Однако для раскрытия особенностей данного нормативного правового акта необходимо обратиться к его терминологии. Термин "земель" используется для обозначения категории земель как природного объекта и природного ресурса, и он шире понятия "земельный участок". Согласно п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Федеральным законом от 2 января 2000г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в ред. от 4 декабря 2006г.) земельный участок определяется как "часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами". Это означает, что понятие "земельный участок" является юридически определенной категорией.

Система нормативных правовых актов, регулирующих обозначенные отношения, будет выглядеть следующим образом:

а) Земельный кодекс РФ, комментируемый Закон и иные федеральные законы (например, Федеральные законы от 24 июля 2002г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. от 5 февраля 2007г.); от 2 января 2000г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в ред. от 4 декабря 2006г.); от 23 ноября 1995г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в ред. от 18 декабря 2006г.); Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. N 190-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006г.); Федеральный закон от 18 июня 2001г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" (в ред. от 4 декабря 2006г.), Федеральный закон от 21 июля 1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 18 декабря 2006г.) и др.);

б) законы субъектов Российской Федерации (земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации — ст.72 Конституции РФ), например: Закон УР от 20 декабря 2005г. N 65-РЗ "О некоторых вопросах перевода земель или земельных участков в Удмуртской республике из одной категории в другую", Областной закон Ленинградской области от 22 июня 2005г. N 51-оз (в ред. от 30 декабря 2005г.) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области";

в) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, принимаемые в соответствии с Земельным кодексом РФ, комментируемым Законом и иными федеральными законами (это прежде всего подзаконные нормативные правовые акты, такие как указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных министерств), например: Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2004г. N 455 (в ред. от 15 ноября 2004г.) "Об утверждении Положения о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом", Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2004г. N 647 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13 января 2006г. N 9, от 18 ноября 2006г.) "О расчете и возмещении потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществлением лесопользования, и при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий", Постановление Правительства РФ от 28 января 2006г. N 48 (в ред. от 30 октября 2006г.) "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий", Приказ Ростехнадзора от 20 июня 2006г. N 595 "Об утверждении Инструкции по организации выдачи Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору разрешений на освоение участков лесных земель при переводе их в нелесные земли (РД-15-07-2006)" (зарегистрирован в Минюсте РФ 4 июля 2006г. N 8002);

г) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (иные, кроме законов, нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации), например: Постановление администрации Воронежской обл. от 4 мая 2005г. N 309 (в ред. от 24 августа 2005г.) "О мерах по реализации Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Постановление правительства Калининградской области от 27 октября 2006г. N 793 "О временном порядке рассмотрения вопросов и принятия решений об отнесении земель к категориям, переводу их из одной категории в другую на территории Калининградской области", Постановление правительства Омской области от 12 июля 2006г. N 90-п (в ред. от 25 октября 2006г.) "Об установлении содержания ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состава прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации", Постановление администрации Ростовской области от 16 июня 2005г. N 4 (в ред. от 29 мая 2006г.) "Об уполномоченном органе и утверждении порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Постановление администрации Приморского края от 29 апреля 2005г. N 88-па "О переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую на территории Приморского края", Постановление губернатора ЯНАО от 23 июня 1999г. N 449 "Об утверждении списка структурных подразделений администрации автономного округа, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, учреждений и организаций Ямало-Ненецкого автономного округа, с которыми необходимо согласовывать перевод лесных земель в нелесные в лесах группы".

Необходимо отметить, что ЗК РФ содержит общие положения по комментируемым вопросам. В частности, ст.8 ЗК РФ "Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую" устанавливает, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством РФ;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

При этом в отношении земель населенных пунктов независимо от их форм собственности установлена специальная норма: перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и наоборот осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Пунктом 2 ст.8 ЗК РФ устанавливается, что категория земель указывается:

1) в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) в договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) в документах государственного земельного кадастра;

4) в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) в иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Важное положение содержит п.3 ст.8 ЗК РФ, который гласит, что нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Так, судом была подтверждена неправомерность выделения территориальной администрацией земельного участка юридическому лицу в постоянное (бессрочное) пользование из земель поселений для размещения химического производства на основании того, что были нарушены нормативно установленный порядок, условия и предел эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель [1] .

По другому делу суд признал недействительным инвестиционное соглашение по реализации инвестиционного проекта по освоению земельного участка под коттеджную застройку, поскольку данный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. До момента перевода указанного земельного участка в земли поселений в порядке, установленном действующим законодательством, эта земля не могла быть использована для осуществления строительства. Таким образом, несоблюдение порядка перевода земли из одной категории в другую может привести к признанию недействительными сделок, направленных на освоение земельного участка в нарушение его целевого назначения 2.

2 См.: решение Арбитражного суда Московской области от 20 сентября 2005г. по делу N А41-К1-11206/05.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В связи с этим заметим, что в случае коллизий норм ЗК РФ и комментируемого Закона будут применяться нормы настоящего Закона по принципу преимущества специального акта над общим.

Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

Комментарий к статье 2

Комментируемая статья устанавливает состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. В настоящее время в соответствии с комментируемым Законом регулируются и отношения по переводу земель лесного фонда в земли иных категорий. Ранее это являлось предметом правового регулирования Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997г. N 22-ФЗ, который согласно Федеральному закону от 4 декабря 2006г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" утратил силу с 1 января 2007г., за исключением некоторых положений, продолжающих действовать до 1 января 2008г. Однако в отношении земель лесного фонда состав и порядок подготовки документов для перевода данной категории земель конкретизирован в Постановлении Правительства РФ от 28 января 2006г. N 48 (в ред. от 30 октября 2006г.) "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий".

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также — ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. По смыслу комментируемой статьи заинтересованными лицами могут выступать юридические лица (предприятия, учреждения, организации), граждане, индивидуальные предприниматели, а также общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и, кроме того, лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Существенным условием для подачи ходатайства о переводе земель или земельных участков из состава одной категории в другую является обладание землей на определенном праве:

праве собственности: собственники земельных участков — лица, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся земельными участками на праве собственности (частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности);

праве постоянного (бессрочного) пользования: землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

праве пожизненного наследуемого владения: землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

на иных правах — аренды и сервитута: арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитутов — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут) (см. п.3 ст.5 ЗК РФ).

Пункт 2 комментируемой статьи посвящен содержанию ходатайства. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:

1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;

2) Правительством РФ в отношении иных земель.

К сожалению, законодатель не определяет, что понимать под иными землями. Также остается открытым вопрос по другим категориям земель. Попытаемся разобраться с данной ситуацией.

По смыслу комментируемой статьи содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются Правительством РФ в отношении земель, находящихся в федеральной собственности (это подтверждается и подп.1 п.1 ст.8 ЗК РФ).

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

По остальным категориям земель содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов представляется возможным определить с помощью ст.8 ЗК РФ. Таким образом, содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов должны устанавливаться в отношении:

земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;

земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

В пункте 3 комментируемой статьи приводится закрытый перечень данных, которые необходимо указывать в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.

К ним относятся:

1) кадастровый номер земельного участка (сведения о кадастровом номере земельного участка должны содержаться в Едином государственном реестре земель, который представляет собой документ, предназначенный для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, — ст.14 Федерального закона от 2 января 2000г. N 28-ФЗ (в ред. от 4 декабря 2006г.) "О государственном земельном кадастре");

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

Источник:

reading.life

Правовое регулирование перевода земель из одной категории в другую - контрольная работа

Правовое регулирование перевода земель из одной категории в другую - контрольная работа

«Амурский государственный университет»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Земельное право"

1. Правовое регулирование перевода земель из одной категории в другую

5 января 2005 года вступил в силу ФЗ от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». До момента принятия этого Закона правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществлялось посредством ограниченного и недостаточного количества нормативных правовых актов, среди которых особо следует выделить Земельный кодекс РФ, статья 8 которого определяет органы власти, полномочные осуществлять отнесение и перевод земель из одной категории в другую.

Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию определены в ст. 7 ФЗ. Однако необходимо помнить, что сельскохозяйственные угодья – это хотя и основной, но лишь один из видов (классов, групп) земель, составляющих категорию земель сельскохозяйственного назначения. Согласно ст. 79 ЗК РФ к сельскохозяйственным угодьям относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), имеющие приоритет в использовании и подлежащие особой охране. К иным землям, входящим в состав земель сельскохозяйственного назначения, относятся земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. К таким землям применяется общий прядок перевода в земли других категорий.

Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию обоснованы соблюдением основополагающего принципа земельного права, установленного п. 6 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ. Указанный принцип земельного права заключается в приоритете сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 7 ФЗ от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» указанное запрещение заключается в недопущении перевода особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. В соответствии с ч. 4 ст. 79 ЗК РФ к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям относятся сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень (на тридцать и более процентов).

Согласно п. 1 ст. 7 ФЗ от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» ограничение изменения целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения заключается в возможности их перевода в другую категорию только в исключительных случаях, связанных:

– с консервацией земель;

– с созданием особо охраняемых природных территорий;

– с установлением или изменением черты поселений;

– со строительством на землях, непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства, промышленных объектов и с иными несельскохозяйственными нуждами;

– с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

– со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефте-, газо- и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений, если кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий на тридцать и более процентов меньше кадастровой стоимости среднерайонного уровня и линейные объекты размещены вдоль дорог и границ полей севооборотов;

– с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства, добычей полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, со строительством объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, дорог и других линейных объектов при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Для перевода земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель сельскохозяйственного назначения в выбранную категорию или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в выбранную категорию в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства. Содержание ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состав прилагаемых к нему документов устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.

Основаниями отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую являются:

– установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

– наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

– установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.

Схема «Полномочия органов общей компетенции в области использования и охраны земель» представлена на рисунке 1. Далее представлены пояснения к схеме. Органами общей компетенции являются Президент РФ, Правительство РФ, соответствующие органы субъектов РФ, органы местного самоуправления – городские, поселковые и сельские администрации. Полномочия – официально предоставленные должностному лицу права и обязанности в определенной сфере деятельности. Органы общей компетенции имеют урегулированное нормами право на деятельность, призванное обеспечить рациональное использование и охрану земель, которое распространяется на всю территорию РФ (субъекта, муниципального образования) независимо от категорий земель и форм собственности.

Компетенция субъектов управления земельными ресурсами определена ЗК РФ и целым рядом специальных нормативных актов (например, ФКЗ от 17.12.1997 «О Правительстве РФ», ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д.). Правительство РФ в соответствии с ФЗ от 17.12.1997 «О Правительстве РФ» управляет объектами федеральной собственности, утверждает и реализует федеральные целевые программы обеспечения рационального использования и мелиорации земель, распределяет и перераспределяет земли федеральной собственности, изымает земли для федеральных нужд. Администрации субъектов РФ определяют основные направления земельной политики в пределах своей территории, использования и охраны земель, изъятие земельных участков для государственных нужд, нормируют использование земель для различных категорий землепользователей, определяют вместе с законодательными органами ставки налогов на землю, осуществляют контроль за использованием и охраной земель. Органы местного самоуправления осуществляют владение, пользование и распоряжение муниципальной земельной собственностью, регулирует планировку и застройку территорий муниципальных образований, устанавливают нормативы земельных участков, предоставляемых гражданам, определяют порядок использования и охраны муниципальных земель, организуют разработку и занимаются реализацией генеральных планов, проектов застройки и планировки городов и др. населенных пунктов, контролируют использование земель.

Евграфов И.А., работая егерем, получил служебный надел для выращивания овощей, а также для сенокошения. Весной, после посадки картофеля, Евграфов был уволен с работы. Что такое служебный надел? На каком праве предоставляется служебный надел? Кто имеет право на служебный надел? Как должен быть решен вопрос с правами на надел в сложившейся ситуации? Мотивируйте и обоснуйте ответ. Проведите сравнительный анализ норм о служебном земельном наделе по ЗК РСФСР и ЗК РФ.

Служебные земельные наделы – в РФ особый вид землепользования.

Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков. Категории работников таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений по заявлениям работников на основе решения соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

В нашем конкретном случае право егеря Евграфова И.А на служебный надел прекратилось в связи с прекращением его трудовых отношений. Но особо оговорено земельным законодательством то, что работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ (ч. 6, ст. 47 ЗК РФ). Следовательно, он может использовать надел, пока не закончит собирать урожай картофеля.

Сравнивая нормы ЗК РСФСР и ЗК РФ о служебном земельном наделе, можно сказать, что в отношении предоставления земельного надела нововведений в ЗК РФ нет. Согласно ст. 110 ЗК РСФСР служебные земельные наделы предоставляются отдельным категориям работников транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, связи, водного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также некоторых других отраслей народного хозяйства.

Перечень категорий работников, имеющих право на служебный земельный надел, и нормы служебных земельных наделов устанавливаются Советом Министров РСФСР.

Служебные наделы выделяются из земель, находящихся в пользовании предприятий, организаций и учреждений соответствующих министерств, государственных комитетов и ведомств, а при недостатке таких земель – из земель государственного запаса и земель государственного лесного фонда. Служебные наделы из земель, находящихся в пользовании предприятий, организаций и учреждений, выделяются по решению администрации предприятий, организаций и учреждений, а из земель государственного запаса и земель государственного лесного фонда – по решению исполнительных комитетов районных Советов народных депутатов.

Аналогичная ситуация и с условиями предоставления служебных наделов. Только в ЗК РСФСР есть уточнение по поводу площади пахотных земель и земельных участков для сенокошения. Согласно ст. 111 ЗК РСФСР участки пахотной земли предоставляются исходя из того, чтобы общая площадь имеющегося у работника и его семьи приусадебного земельного участка и отводимого участка пахотной земли не превышала размеры участка пахотной земли, установленные для данной категории работников. При наличии в семье нескольких работников, имеющих право на служебный надел, выделяется один служебный надел. Работникам, которым не предоставлены участки пахотной земли, могут выделяться земельные участки под огороды в пределах установленных норм. Земельные участки для сенокошения предоставляются работникам, имеющим скот в личной собственности.

Источник:

cinref.ru