Портал правовой информации

завещание моисея

Описание

Рассказ 15

Рассказ 15. Завещание Моисея

К тому времени, уже были завоеваны два царства, уже разделены земли по коленам Израилевым в наследство их детям, уже готовы к сражению тысячи воинов, но явился Господь Моисею и сказал, что он не войдет в землю за Иорданом, ибо много грешил народ, которому предводительствовал Моисей. Самый кроткий на земле человек согрешил однажды перед Богом. Также, как и его народ, однажды в трудный для них час отнесся к Богу с недоверием.

Это произошло спустя сорок лет странствования по пустыне. Народ оказался без воды в жаркой знойной пустыне возле той самой скалы, из которой Бог дал воду из камня. Народ возроптал, люди кричали, что смерть была бы лучше такой жизни, и снова в который раз обвиняли Моисея и его брата Аарона в негодном водительстве. И тогда во время молитвы Моисей и Аарон услышали голос Божий. "Сказал Господь Моисею: возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их ска­ле, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему». Но вот здесь вместо того, чтобы явить Славу Божью по слову Его, Моисей ударил жезлом по скале дважды со словами: "Разве нам из этой скалы известь для вас воду?». И хлынула из скалы вода. Но слова, произнесенные Моисеем были необдуманными. Не Творцу Вселенной, а себе в тот момент явил славу Моисей, кроме того, не выполнил точного указания Бога: сказать скале, а не ударять жезлом. За это прогневался Господь на Моисея и не разрешил ему войти в земли обетованные. Страшно, дети, не исполнять заповеди Божьи, считая себя самодостаточным и сильным. Господь велел взойти Моисею на гору Фасги и самому обозреть просторы земли, где будет жить его народ, Он велел подготовить Моисею своего преемника - Иисуса Навина, и наставить, укрепить и утвердить его, т.к. он будет с этого часа предводителем еврейского народа. Иисус Навин войдет в увиденные Моисеем земли и разделит эти земли по коленам Израилевым на уделы своему народу.

Горько было Моисею услышать, что он не заслужил войти в пределы обетованной земли, но делать нечего - так повелел Бог. Моисей поднялся на гору Фасги, чтобы увидеть своими глазами земли Галаада до Дана, до самого западного моря, Иудею и долины Иерихона, полуденную страну, равнины и земли аж до Сигора. Здесь, подумал Моисей, будут жить ныне кочующий, а завтра оседлый мой народ и их потомки. Слава, Слава Тебе, Господь мой! Слезы радости и благодарности выступили на глазах состарившегося Моисея.

После это созвал Моисей весь народ, чтобы в последний раз наставить его и напомнить ему завет, заключенный с Богом, заповеди и законы Господни. Сердце его разрывалось от любви к своему народу и страха за его судьбу. Вот, что написано в Библии:

"Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих". Моисей рассказал народу всю его сорокалетнюю историю жизни в пустыне, показывая ошибки и достижения, раскрывая планы Бога и как они исполнялись, рассказывал о Величии Господа и его великой любви и милости к своему народу.

Источник:

proza.ru

Другие статьи

Завещание Моисея - Ветхозаветные апокрифы - Русская Апокрифическая Студия

завещание моисея

1 Завещание Моисея, данное им в сто двадцатый год жизни его, который есть четырехсотый по отправлении из Ханаана, - когда вышел народ с Моисеем и дошел до Бен-Амми за Иорданом по пророчеству Моисееву.

2 Призвал Моисей к себе Иесуа, сына Навина, человека, угодного Яхве, дабы стал он преемником народа и ковчега Завета со всеми святынями его и дабы ввел народ в землю, данную коленам его, - дать им ее по завету и по клятве, которую произнес он в скинии, что даст ее через Иесуа;

3 И сказал Моисей к Иесуа такое слово: "Обещай, что все сотворишь, что поручено тебе, сотворишь со старанием, в точности и без ропота, ибо так говорит Владыка мира <…>

4 Создал Он мир ради народа Своего и не сделал начала творения ясно видимым от начала мира, дабы обличились тем народы и низкими речами своими обличили себя.

5 Так Он измыслил и изобрел меня, от начала мира готового стать судьею завета Его.

6 И ныне открою тебе, что совершилось время лет жизни моей и отхожу я в успение отцов моих.

7 Предо всем народом прими писание сие, дабы не забывал ты хранить книги, кои передам тебе,

8 Ты же их расположишь в порядке и запечатаешь и положишь в сосудах глиняных в месте, созданном от начала мира, дабы призывалось имя Его вплоть до дня покаяния с почитанием, коим почтил их Яхве на исходе дней.

1 Войдут они с тобою в землю, которую назначил и обещал Он дать отцам их.

2 В ней благословишь ты и дашь каждому и установишь им жребий мой и утвердишь им царство и управление на местах определишь им по тому, как угодно будет Яхве, Богу их, по суду и справедливости.

3 После того как войдут в землю свою, пройдет пять лет, и будет власть вождей и тираннов восемнадцать лет, и на девятнадцать лет отделятся десять колен, ибо отойдут два колена и перенесут ковчег Завета.

4 Тогда Бог небесный явит ковчег Свой и башню святилища Своего. И утвердятся два колена святости, десять же колен установят себе по законам своим царства.

5 И будут приносить жертвы двадцать лет: за семь лет соорудят стены, и ограждать их буду девять лет, и нападать будут на завет Яхве четыре года, и, наконец, осквернят договор, который сотворил с ними Яхве.

6 И принесут детей своих в жертву чужеземным богам, и установят в скинии идолов, служа им, и в доме Яхве будут вершить преступления, и многих идолов всех животных сделают.

1 В те времена придет к ним с востока царь, и покроет конница землю их, и сожжет он огнем поселения их со святым храмом Яхве, и все святые сосуды он истребит, и весь народ изгонит, и уведет их в землю отчизны своей, и два колена уведет с собой.

2 Тогда воззовут два колена к десяти коленам, и лягут словно львица, покрытые пылью в полях, алчущие и жаждущие с детьми нашими, и возопиют: "Праведен и свят Яхве! Отчего вы грешили, а мы так же уведены с вами?"

3 Тогда восплачут десять колен, слыша слова упрека от двух колен и скажут: "Что сделали мы вам, братья? Не во весь ли дом Израилев вошло горе это?"

4 И все колена восплачут, вопия к небу и говоря: "Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, воспомни завет Твой, который заключил Ты с ними, и клятву, которою клялся Ты им, что никогда не упразднится семя их от земли, которую Ты дал им".

5 И в тот день воспомнят имя мое, говоря колено к колену, и всякий человек к ближнему своему: "Не то ли это, в чем удостоверял нас Моисей в пророчествах своих, он, претерпевший многое в Египте и в море Суф, и в пустыне в продолжение сорока лет, свидетельствуя и призывая в свидетели небо и землю, да не преступим мы заповедей Его, в коих был он нам судьею;

6 И так случилось с нами по словам Его, и по уверению Его, как свидетельствовал он нам в те времена, и вышло, что ведут нас, плененных, в Восточную землю, где и будем мы рабами около семидесяти семи лет".

1 Тогда войдет один, стоящий над ними, и прострет руки, и преклонит колени свои, и станет молиться за них, говоря:

2 "Яхве, Царь всех, на высоком престоле властвующий над миром, возжелавший, дабы сей народ был народом Твоим избранным, - тогда хотел Ты называться их Богом по завету, который заключил Ты с отцами их.

3 И пошли они, плененные, в землю чуждую с женами и детьми своими, и пребывают у врат иноплеменных и там. Где же величие великое? Призри и смилуйся над ними, Господь небесный!"

4 Тогда воспомнит о них Бог по завету, что сотворил Он с отцами их, и явит Он милосердие Свое, и вложит в те времена в душу царя, дабы смиловался над ними, и отпустит их царь в землю и область их.

5 Тогда поднимутся некоторые части колен и пойдут в свое место установленное и обновят укрепления его.

6 Два же колена пребудут в вере своей, печальные и плачущие, ибо не смогут принести жертв Яхве, Богу отцов своих, десять же колен увеличатся и умножатся среди племен во времена пленения их.

1 Когда же приблизятся времена обличения, мщение наступит от царей, соучастников преступлений, кои разделятся воистину.

2 Потому и было сказано: "Уклонятся от праведности, и перейдут к неправедности, и осквернят нечестиями дом служения своего, и осквернятся служением чужим богам.

3 И не последуют истине Божией, но осквернят алтарь дарами, кои воздадут Яхве - не жрецы, но рожденные рабами от рабов.

4 Ибо те, которые суть ученые учителя их, будут взирать в те времена на лица страстей, и, принимая дары, продадут праведность в наказаниях.

5 И настолько наполнится население и предел обитания их преступлениями и обидами Бога, что те, кто творил беззаконие пред лицем Яхве, судьями станут и судить будут, кто как пожелает".

1 Тогда возстанут у них цари властные. Назовутся они священниками великого Бога и удалят творящих нечестие от святая святых.

2 И придет вслед за ними царь дерзновенный, который не будет из рода священнического. Сей человек - безрассудный и злой, и будет судить он их, как они того достойны.

3 Истребит он вождей их мечом, и в неизвестные места порознь положит тела их, дабы не ведал никто, где тела их. Погубит он старших возрастом и юношей не пощадит.

4 Тогда страх пред ним будет великий в земле их, и станет он вершить суд над ними, как вершили его Египтяне, тридцать четыре года, и покарает их.

5 И породит он сыновей, кои будут царствовать не столь долго, и придут в землю их когорты мощного царя Западного, и одолеет он их и уведет в плен и часть храма их огнем сожжет, некоторых же распнет вокруг поселения их.

1 После того совершатся времена <…> и будут править ими люди погибельные и нечестивые, называющие себя праведными,

2 И возбудят они гнев душ своих, будучи людьми коварными, себе угождающими, лживыми во всех делах своих и во всякий час дня, любящими пиры, чревоугодниками <…> пожиратели имущества бедных,

3 Скажут, что творили это по милосердию <…> и истребляя стяжателей.

4 Будут обманывать, скрываясь, дабы не уличили их, нечестивцев, в преступлении, исполненные неправедности, от восхода до заката говоря: "Будут у нас роскошные ложа, и станем есть и пить на них. И помыслили мы, что будем, словно князья".

5 И руки их, и умы творят нечистое, и уста их полны слов надутых. И скажут они: "Не касайся, да не осквернишь места моего <…>"

1 Придет к ним мщение и гнев, какого не бывало у них от века до того времени.

2 Тогда возставит им Яхве царя из царей земли и мощь из мощи великой, что распнет на кресте исповедующих обрезание.

3 И предаст он пыткам тех, кто откажется, и повелит в оковах отвести в темницу. А жен их отдадут богам языческим; сыновья же их, мальчики, обрезанные врачами, принуждены будут принять необрезание.

4 Будут карать их пытками, огнем и железом, заставят их носить идолов своих оскверненных, как и те, кто им служит, и заставят их мучители войти в тайное место свое, и понудят их стрекалами произнести слова хульные, а потом и законы похулить, положенные на алтаре их.

1 Тогда возстанет муж из колена Левиева, имя коему будет Таксо. Имея семерых сыновей, обратится к ним с просьбою:

2 "Смотрите, сыны, вот, свершилось второе отмщение народу - жестокое и нечестивое, и пленение безжалостное, и превосходят они бывшие доселе. Какое племя, какая земля, какой народ, нечестивых, творивших преступление в доме своем, столько бед претерпел, сколько нас обступило?

3 Ныне, послушайте меня, дети, ибо видите и знаете, что никогда не испытывали Бога ни родители наши, ни праотцы, преступая заповеди Его.

4 Ибо знаете: в этом сила наша. Сделаем так: будем поститься три дня, а на четвертый день войдем в пещеру, которая на поле, и лучше умрем, чем преступим заповеди Бога богов, Господа отцов наших.

5 Если так сотворим и умрем, кровь наша отомщена будет пред Яхве".

1 И тогда явится царствие Его во всяком творении Его. И тогда диавол обретет конец, и скорбь с ним отойдет.

2 Тогда наполнится рука ангела, утвержденного на небесах, и тотчас избавит он их от врагов их.

3 Ибо поднимется Небесный с престола царствия Своего и выйдет из святого жилища Своего с негодованием и гневом на сынов Своих.

4 И задрожит земля и до пределов своих сотрясется, и высокие горы понизятся и сотрясутся, и долины падут, солнце не даст света, и во мрак обратятся рога луны и сокрушатся, и все обратится в кровь, и круг звезд смешается, и море отступит до бездны, и источники вод изсякнут, и реки высохнут.

5 Ибо возстанет Великий Бог, Единый и Вечный, и явится всем и отомстит народам и уничтожит всех идолов их.

6 Тогда блажен будешь ты, Израиль, и поднимешься ты на головы и на крылья орлиные, и наполнятся они воздухом, и возвысит тебя Бог и утвердит тебя в небе звездном в месте пребывания звезд.

7 И воззришь с высоты, и увидишь врагов своих на земле, и узнаешь их, и возрадуешься, и возблагодаришь, и хвалу вознесешь Создателю твоему.

8 Ты же, Иесуа Навин, сбереги слова сии и книгу сию. Ибо от того дня, когда приму я смерть, пройдет до пришествия Его двести пятьдесят времен. Столько времени пройдет, пока не прейдут времена.

9 Я же отхожу к успению отцов моих. Итак, ты, Иесуа Навин, мужайся, тебя избрал Бог быть мне преемником в завете сем».

1 Когда услышал Иесуа слова Моисея, записанные в писании его, и все, что предрек он, разодрал одежды свои, пал к ногам его, и утешал его Моисей и плакал с ним.

2 И отвечал ему Иесуа и сказал: «Утешишь ты меня, господин мой Моисей, и как утешить меня в том, что сказано голосом горьким, что вышел из уст твоих, и полон слез и рыданий, ибо уходишь ты от народа Израилева.

3 Какое место примет тебя, каков будет памятник могильный, кто осмелится перенести тело твое из одного места в другое?

4 Ибо у всех, кто умирает в свое время, есть могилы свои на земле, твоя же могила - от восхода солнца до заката, и от юга до севера - весь мир есть могила твоя, господин мой.

5 Уходишь ты, и кто будет питать народ сей, и кто сжалится над ними, и кто вождем будет им в пути, и кто молиться станет за них? Не смогу я и одного дня вести их в земле предков.

6 Как же буду я народу сему словно отец для единого сына или мать для дочери-девицы, что готовит ее для славного мужа, оберегает, боясь, тело ее от солнца и старается, дабы не поранила та ног своих, бегая по земле?

7 Как дам им пищу по желанию их и насыщу их? Ведь их шестьсот тысяч - возросло их число молитвами твоими, господин мой Моисей.

8 Какая же у меня мудрость и какое разумение в доме Божием словами судить и давать ответы?

9 Но и цари Аморрейские, когда услышат об этом, помыслят, что одолеют нас,

10 Ибо нет больше с нами Духа Святого, достойного Яхве, слову многоликого и непонятного Яхве верного во всем, божественного пророка всего мира, ведь умер он и нет более в веке сем учителя, - и скажут они тогда:

11 "Пойдем на них, если нечестивое совершили они единожды Господу Своему, нет у них заступника, который бы вознес молитвы Яхве, каков был Моисей, великий ангел.

12 Он по целым часам стоял днем и ночью коленами своими на земле, молясь и взирая на мир и всех людей с милосердием и праведностью, памятуя о завете предков своих и клятвами умилостивляя Яхве".

13 Итак, скажут они: "Не с ними Бог. Пойдем же и сотрем их с лица земли". Вот как будет с народом сим, господин мой Моисей".

1 И, закончив слова свои, вновь пал Иесуа к стопам Моисеевым. И взял Моисей его за руку и посадил пред собою на седалище.

2 И отвечал и сказал ему Моисей: «Иесуа, не бойся за себя, но будь уверен и внемли словам моим.

3 Все народы, какие есть в мире, создал Бог, и предусмотрел Он о них и о нас от начала творения всего мира.

4 И до скончания века нет ничего, чего бы не усмотрел Он до самой малой вещи, но все Он предусмотрел и устроил.

5 Все в этом мире предусмотрел Он, и вот <…>

6 Меня поставил Он молиться за них и за грехи их - и заступником быть им - не по добродетели моей и не по немощи, но в меру милосердия Его и терпения Его.

7 Говорю же тебе, Иесуа: не по благочестию народа сего истребишь ты язычников; все тверди небесные Богом созданы и одобрены, и лишь под Его десницею они.

8 Итак, творящие и совершающие заповеди Божии возрастают и по доброму пути продвигаются, а согрешающим и пренебрегающим, нет им добрых заповедей в том, что предсказано.

9 И будут они покараны язычниками и преданы многим пыткам. Но не может быть того, чтобы совершенно уничтожил их Он и оставил.

10 Ибо выйдет Бог, провидящий все вовеки, и тверд Завет Его и клятва в том, что <…>"

Источник:

fullweb.ru

Сикстинская капелла, Лука Синьорелли - Завещание и смерть Моисея

завещание моисея

Завещание и смерть Моисея Лука Синьорелли(1450-1523) 1481-82г.,Фреска 348,5 x 558 см, Сикстинская капелла, Ватикан

Фреска изображает последние эпизоды в жизни Моисея.

Жил Моисей 120 лет. Из которых сорок лет провёл в странствиях по Синайской пустыне.

Предчувствуя скорую смерть, он созвал народ попрощаться и передать завещание

Он сидит на возвышении. Вокруг головы-сияние. Кажется, что это рога. Так изображали тогда сияние из-за а неверного перевода -свет и рог -одно слово(керен)

В руках - завещание и жезл-символ власти, в ногах - Ковчег Заветов. В нём видны сосуд с манной небесной и каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями. Ковчег Завета служил зримым напоминанием о Завете между Всевышним и сынами Израиля, о присутствии Всевышнего среди еврейского народа. Ковчег Завета вызывал у народа благоговение, веру и надежду, в особенности в те времена, когда им угрожала война.

Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную. Господь перед смертью призвал его на хребет Аварим:

«И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю [землю] Неффалимову, и [всю] землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "семени твоему дам ее"; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь.

Там он и умер. «Погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня.» (Втор.34:1-6)

Источник:

nearyou.ru

Читать онлайн Вознесение Моисея - RuLit - Страница 1

Читать онлайн "Вознесение Моисея" - RuLit - Страница 1

Этот важный иудейский апокриф датируется предположительно началом I в. по Р. X. (вскоре после смерти царя Ирода Великого). Полный текст не сохранился. Дошедшие греческие фрагменты невелики, еврейский текст, с которого, очевидно, был сделан греческий перевод, не дошел вовсе. В наиболее полком виде "Вознесение Моисея" сохранилось на латинском языке (в единственной рукописи). Дошедший текст представляет собой первую часть апокрифа, которая и является собственно апокалиптической: готовящийся к кончине Моисей раскрывает будущее своему преемнику Иисусу Навину (ср. 31-32 главы Второзакония). Многие места читаются плохо и могут быть истолкованы в лучшем случае предположительно.

А. М. Ceriani. Monumenta sacra et prof ana. I, fasc. 1, Milano, 1861.

Настоящий перевод выполнен по изданию: Е.-М. Laperrousaz. Le Testament de Moise. // Semitica, Э 19, 1970.

I. [Завещание Моисея, данное им в сто двадцатый год жизни его,] который есть две тысячи пятисотый год от сотворения мира, а по тем числам, что на Востоке, - четырехсотый по отправлении из Финикии, <Речь идет о переселении Иакова с сыновьями в Египет. Финикией назван Ханаан.>- когда вышел народ с Моисеем и дошел до Аммона за Иорданом по пророчеству Моисееву в Книге Второзакония. Позвал Моисей к себе Иисуса, сына Навина, человека, угодного Господу, дабы стал он преемником народа и Ковчега Завета со всеми святынями его и дабы ввел народ в землю, данную коленам его, <Втор. 31:14.>- дать им ее по завету и по клятве, которую произнес он в скинии, что даст ее через Иисуса; и сказал Моисей к Иисусу такое слово:

"Обещай, что все сотворишь, что поручено тебе, сотворишь со старанием, в точности и без ропота, ибо так говорит Господь мира.

Создал Он мир ради народа Своего и не сделал начала творения ясно видимым от начала мира, дабы обличились тем народы и низкими речами своими обличили себя. Так Он измыслил и изобрел меня, от начала мира готового стать судьею завета Его. И ныне открою тебе, что совершилось время лет жизни моей и отхожу я в успение отцов моих. Предо всем народом прими писание сие, дабы не забывал ты хранить книги, кои передам тебе, ты же их расположишь в порядке и запечатаешь и положишь в сосудах глиняных в месте, созданном от начала мира, дабы призывалось имя Его вплоть до дня покаяния с почитанием, коим почтил их Господь на исходе дней.

II. Войдут они с тобою в землю, которую назначил и обещал Он дать отцам их. В ней благословишь ты и дашь каждому и установишь им жребий мой и утвердишь им царство и управление на местах определишь им по тому, как угодно будет Господу их по суду и справедливости.

После того как войдут в землю свою, пройдет [пять] <Число "пять" вставлено издателями на основании Нав. 14:10.>лет, и будет власть вождей и тираннов восемнадцать лет, <Подразумеваются не реальные годы, а царствования, а именно правление 15 судей и трех царей единого Иудейского государства - Саула, Давида и Соломона.>и на девятнадцать лет <Речь идет о правителях Израильского (Северного) царства - от Иеровоама I до Осии.>отделятся десять колен, ибо отойдут два колена и перенесут Ковчег Завета. Тогда Бог небесный явит ковчег свой и башню святилища своего. И утвердятся два колена святости, десять же колен установят себе по законам своим царства. И будут приносить жертвы двадцать лет: <Речь идет о правителях Иудейского (Южного) царства.>за семь лет соорудят стены, и ограждать их буду девять лет, и нападать будут на завет Господень [четыре года], и, наконец, осквернят договор, который сотворил с ними Господь. И принесут детей своих в жертву чужеземным богам, и установят в скинии идолов, служа им, и в доме Господа будут вершить преступления, и многих идолов всех животных сделают.

III. В те времена придет к ним с востока царь, и покроет конница землю их, и сожжет он огнем поселения их со святым храмом Господним, и все святые сосуды он истребит, и весь народ изгонит, и уведет их в землю отчизны своей, и два колена уведет с собой. Тогда воззовут два колена к десяти коленам, и лягут словно львица, покрытые пылью в полях, алчущие и жаждущие с детьми нашими, и возопиют: "Праведен и свят Господь! Отчего вы грешили, а мы так же уведены с вами?" Тогда восплачут десять колен, слыша слова упрека от двух колен и скажут: "Что сделали мы вам, братья? Не во весь ли дом Израилев вошло горе это?" И все колена восплачут, вопия к небу и говоря: "Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, воспомни завет Твой, который заключил Ты с ними, и клятву, которою клялся Ты им, что никогда не упразднится семя их от земли, которую Ты дал им".

И в тот день воспомнят имя мое, говоря колено к колену, и всякий человек к ближнему своему: "Не то ли это, в чем удостоверял нас Моисей в пророчествах своих, он, претерпевший многое в Египте и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет, свидетельствуя и призывая в свидетели небо и землю, да не преступим мы заповедей Его, в коих был он нам судьею; и так случилось с нами по словам Его, и по уверению Его, как свидетельствовал он нам в те времена, <Ср. Втор. 28:15 слл.>и вышло, что ведут нас, плененных, в Восточную землю, где и будем мы рабами около семидесяти семи лет."

Источник:

rulit.me

Вознесение Моисея

ВОЗНЕСЕНИЕ МОИСЕЯ

Перевод и комментарии Вадима Витковского.

Этот важный иудейский апокриф датируется предположительно началом I в. н. э. (вскоре после смерти царя Ирода Великого). Полный текст не сохранился. Дошедшие греческие фрагменты невелики, еврейский текст, с которого, очевидно, был сделан греческий перевод, не дошел вовсе. В наиболее полном виде «Вознесение Моисея» сохранилось на латинском языке (в единственной рукописи). Дошедший текст представляет собой первую часть апокрифа, которая и является собственно апокалиптической: готовящийся к кончине Моисей раскрывает будущее своему преемнику Иисусу Навину (ср. 31—32 главы Второзакония). Многие места читаются плохо и могут быть истолкованы в лучшем случае предположительно.

Editio princeps: А. М. Ceriani. Monumenta sacra et profana. I, fasc. 1, Milano, 1861.

Настоящий перевод выполнен по изданию: Е.-М. Laperrousaz. Le Testament de Moise. // Semitica, № 19, 1970.

Вознесение Моисея

I. [Завещание Моисея, данное им в сто двадцатый год жизни его,] который есть две тысячи пятисотый год от сотворения мира, а по тем числам, что на Востоке, — четырехсотый по отправлении из Финикии[1], — когда вышел народ с Моисеем и дошел до Аммона за Иорданом по пророчеству Моисееву в Книге Второзакония. Позвал Моисей к себе Иисуса, сына Навина, человека, угодного Господу, дабы стал он преемником народа и Ковчега Завета со всеми святынями его и дабы ввел народ в землю, данную коленам его (Втор.31:14), — дать им ее по завету и по клятве, которую произнес он в скинии, что даст ее через Иисуса; и сказал Моисей к Иисусу такое слово: “Обещай, что все сотворишь, что поручено тебе, сотворишь со старанием, в точности и без ропота, ибо так говорит Господь мира. Создал Он мир ради народа Своего и не сделал начала творения ясно видимым от начала мира, дабы обличились тем народы и низкими речами своими обличили себя. Так Он измыслил и изобрел меня, от начала мира готового стать судьею завета Его. И ныне открою тебе, что совершилось время лет жизни моей и отхожу я в успение отцов моих. Предо всем народом прими писание сие, дабы не забывал ты хранить книги, кои передам тебе, ты же их расположишь в порядке и запечатаешь и положишь в сосудах глиняных в месте, созданном от начала мира, дабы призывалось имя Его вплоть до дня покаяния с почитанием, коим почтил их Господь на исходе дней (ср. Втор.31:25 и след.).

II. Войдут они с тобою в землю, которую назначил и обещал Он дать отцам их. В ней благословишь ты и дашь каждому и установишь им жребий мой и утвердишь им царство и управление на местах определишь им по тому, как угодно будет Господу их по суду и справедливости. После того как войдут в землю свою, пройдет [пять][2] лет, и будет власть вождей и тираннов восемнадцать лет[3], и на девятнадцать лет[4] отделятся десять колен, ибо отойдут два колена и перенесут Ковчег Завета. Тогда Бог небесный явит ковчег свой и башню святилища своего. И утвердятся два колена святости, десять же колен установят себе по законам своим царства. И будут приносить жертвы двадцать лет[5]: за семь лет соорудят стены, и ограждать их буду девять лет, и нападать будут на завет Господень [четыре года], и, наконец, осквернят договор, который сотворил с ними Господь. И принесут детей своих в жертву чужеземным богам, и установят в скинии идолов, служа им, и в доме Господа будут вершить преступления, и многих идолов всех животных сделают.

III. В те времена придет к ним с востока царь, и покроет конница землю их, и сожжет он огнем поселения их со святым храмом Господним, и все святые сосуды он истребит, и весь народ изгонит, и уведет их в землю отчизны своей, и два колена уведет с собой. Тогда воззовут два колена к десяти коленам, и лягут словно львица, покрытые пылью в полях, алчущие и жаждущие с детьми нашими, и возопиют: “Праведен и свят Господь! Отчего вы грешили, а мы так же уведены с вами?” Тогда восплачут десять колен, слыша слова упрека от двух колен и скажут: “Что сделали мы вам, братья? Не во весь ли дом Израилев вошло горе это?” И все колена восплачут, вопия к небу и говоря: “Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, воспомни завет Твой, который заключил Ты с ними, и клятву, которою клялся Ты им, что никогда не упразднится семя их от земли, которую Ты дал им” (Быт.15:18; 26:24; 28:13).

И в тот день воспомнят имя мое, говоря колено к колену, и всякий человек к ближнему своему: “Не то ли это, в чем удостоверял нас Моисей в пророчествах своих, он, претерпевший многое в Египте и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет, свидетельствуя и призывая в свидетели небо и землю, да не преступим мы заповедей Его, в коих был он нам судьею; и так случилось с нами по словам Его, и по уверению Его, как свидетельствовал он нам в те времена (Втор.28:15 и след.), и вышло, что ведут нас, плененных, в Восточную землю, где и будем мы рабами около семидесяти семи лет (ср. Иер.25:11)”.

IV. Тогда войдет один, стоящий над ними[6], и прострет руки, и преклонит колени свои, и станет молиться за них, говоря: “Господи, Царь всех, на высоком престоле властвующий над миром, возжелавший, дабы сей народ был народом Твоим избранным, — тогда хотел Ты называться их Богом по завету, который заключил Ты с отцами их. И пошли они, плененные, в землю чуждую с женами и детьми своими, и пребывают у врат иноплеменных и там. Где же величие великое? Призри и смилуйся над ними, Господь небесный!” Тогда воспомнит о них Бог по завету, что сотворил Он с отцами их, и явит Он милосердие Свое, и вложит в те времена в душу царя, дабы смиловался над ними, и отпустит их царь в землю и область их. Тогда поднимутся некоторые части колен и пойдут в свое место установленное и обновят укрепления его. Два же колена пребудут в вере своей, печальные и плачущие, ибо не смогут принести жертв Господу отцов своих, десять же колен увеличатся и умножатся среди племен во времена пленения их.

V.[7] Когда же приблизятся времена обличения, мщение наступит от царей, соучастников преступлений, кои разделятся воистину. Потому и было сказано: “Уклонятся от праведности, и перейдут к неправедности, и осквернят нечестиями дом служения своего, и осквернятся служением чужим богам. И не последуют истине Божией, но осквернят алтарь дарами, кои воздадут Господу — не жрецы, но рожденные рабами от рабов. Ибо те, которые суть ученые учителя их, будут взирать в те времена на лица страстей, и, принимая дары, продадут праведность в наказаниях. И настолько наполнится население и предел обитания их преступлениями и обидами Бога, что те, кто творил беззаконие пред лицем Господа, судьями станут и судить будут, кто как пожелает”.

VI. Тогда восстанут у них цари властные. Назовутся они священниками великого Бога и удалят творящих нечестие от святая святых. И придет вслед за ними царь дерзновенный, который не будет из рода священнического[8]. Сей человек — безрассудный и злой, и будет судить он их, как они того достойны. Истребит он вождей их мечом, и в неизвестные места порознь положит тела их, дабы не ведал никто, где тела их. Погубит он старших возрастом и юношей не пощадит. Тогда страх пред ним будет великий в земле их, и станет он вершить суд над ними, как вершили его Египтяне, тридцать четыре года[9], и покарает их. И породит он сыновей, кои будут царствовать не столь долго, и придут в землю их когорты мощного царя Западного[10], и одолеет он их и уведет в плен и часть храма их огнем сожжет, некоторых же распнет вокруг поселения их.

VII.[11] После того совершатся времена (. ) и будут править ими люди погибельные и нечестивые, называющие себя праведными, и возбудят они гнев душ своих, будучи людьми коварными, себе угождающими, лживыми во всех делах своих и во всякий час дня, любящими пиры, чревоугодниками (. ) пожиратели имущества бедных, скажут, что творили это по милосердию (. ) и истребляя стяжателей. Будут обманывать, скрываясь, дабы не уличили их, нечестивцев, в преступлении, исполненные неправедности, от восхода до заката говоря: “Будут у нас роскошные ложа, и станем есть и пить на них. И помыслили мы, что будем, словно князья”. И руки их, и умы творят нечистое, и уста их полны слов надутых. И скажут они: “Не касайся, да не осквернишь места моего (. )”.

VIII. Придет к ним мщение и гнев, какого не бывало у них от века до того времени. Тогда восставит им Господь царя из царей земли и мощь из мощи великой, что распнет на кресте исповедующих обрезание. И предаст он пыткам тех, кто откажется, и повелит в оковах отвести в темницу. А жен их отдадут богам языческим; сыновья же их, мальчики, обрезанные врачами, принуждены будут принять необрезание[12]. Будут карать их пытками, огнем и железом, заставят их носить идолов своих оскверненных, как и те, кто им служит, и заставят их мучители войти в тайное место свое, и понудят их стрекалами произнести слова хульные, а потом и законы похулить, положенные на алтаре их.

IX. Тогда восстанет муж из колена Левиева, имя коему будет Таксо[13]. Имея семерых сыновей, обратится к ним с просьбою: “Смотрите, сыны, вот, свершилось второе отмщение народу — жестокое и нечестивое, и пленение безжалостное, и превосходят они бывшие доселе. Какое племя, какая земля, какой народ, нечестивых, творивших преступление в доме своем, столько бед претерпел, сколько нас обступило? Ныне, послушайте меня, дети, ибо видите и знаете, что никогда не испытывали Бога ни родители наши, ни праотцы, преступая заповеди Его. Ибо знаете: в этом сила наша. Сделаем так: будем поститься три дня, а на четвертый день войдем в пещеру, которая на поле, и умрем лучше, чем преступим заповеди Бога богов, Господа родителей наших. Если так сотворим и умрем, кровь наша отомщена будет пред Господом”.

X. И тогда явится царствие Его во всяком творении Его. И тогда диавол обретет конец, и скорбь с ним отойдет. Тогда наполнится рука ангела, утвержденного на небесах[14], и тотчас избавит он их от врагов их. Ибо поднимется Небесный с престола царствия Своего и выйдет из святого жилища Своего с негодованием и гневом на сынов Своих. И задрожит земля и до пределов своих сотрясется, и высокие горы понизятся и сотрясутся, и долины падут, солнце не даст света, и во мрак обратятся рога луны и сокрушатся, и все обратится в кровь, и круг звезд смешается, и море отступит до бездны, и источники вод иссякнут, и реки высохнут. Ибо восстанет великий Бог, единый и вечный, и явится всем и отомстит народам и уничтожит всех идолов их[15]. Тогда блажен будешь ты, Израиль, и поднимешься ты на головы и на крылья орлиные, и наполнятся они воздухом, и возвысит тебя Бог и утвердит тебя в небе звездном в месте пребывания звезд. И воззришь с высоты, и увидишь врагов своих на земле, и узнаешь их, и возрадуешься, и возблагодаришь, и хвалу вознесешь Создателю твоему. Ты же, Иисус Навин, сбереги слова сии и книгу сию. Ибо от того дня, когда приму я смерть, пройдет до пришествия Его двести пятьдесят времен[16]. Столько времени пройдет, пока не прейдут времена. Я же отхожу к успению отцов моих. Итак, ты, Иисус Навин, мужайся, тебя избрал Бог быть мне преемником в завете сем” (Втор.31:7).

XI. Когда услышал Иисус слова Моисея, записанные в писании его, и все, что предрек он, разодрал одежды свои, пал к ногам его, и утешал его Моисей и плакал с ним. И отвечал ему Иисус и сказал: “Утешишь ты меня, господин мой Моисей, и как утешить меня в том, что сказано голосом горьким, что вышел из уст твоих, и полон слез и рыданий, ибо уходишь ты от народа Израилева. Какое место примет тебя, каков будет памятник могильный, кто осмелится перенести тело твое из одного места в другое? Ибо у всех, кто умирает в свое время, есть могилы свои на земле, твоя же могила — от восхода солнца до заката, и от австра до аквилона[17] — весь мир есть могила твоя, господин мой. Уходишь ты, и кто будет питать народ сей, и кто сжалится над ними, и кто вождем будет им в пути, и кто молиться станет за них? Не смогу я и одного дня вести их в земле предков. Как же буду я народу сему словно отец для единого сына или мать для дочери-девицы, что готовит ее для славного мужа, оберегает, боясь, тело ее от солнца и старается, дабы не поранила та ног своих, бегая по земле? Как дам им пищу по желанию их и насыщу их? Ведь их шестьсот тысяч[18] — возросло их число молитвами твоими, господин мой Моисей. Какая же у меня мудрость и какое разумение в доме Божием словами судить и давать ответы? Но и цари Аморрейские, когда услышат об этом, помыслят, что одолеют нас, ибо нет больше с нами Духа Святого, достойного Господа, слову многоликого и непонятного Господа верного во всем, божественного пророка всего мира, ведь умер он и нет более в веке сем учителя, — и скажут они тогда: “Пойдем на них, если нечестивое совершили они единожды Господу своему, нет у них заступника, который бы вознес молитвы Господу, каков был Моисей, великий вестник. Он по целым часам стоял днем и ночью коленами своими на земле, молясь и взирая на мир и всех людей с милосердием и праведностью, памятуя о завете предков своих и клятвами умилостивляя Господа”. Итак, скажут они: “Не с ними Бог. Пойдем же и сотрем их с лица земли”. Вот как будет с народом сим, господин мой Моисей”.

XII. И, закончив слова свои, вновь пал Иисус к стопам Моисеевым. И взял Моисей его за руку и посадил пред собою на сидение. И отвечал и сказал ему Моисей: “Иисус, не бойся за себя, но будь уверен и внемли словам моим. Все народы, какие есть в мире, создал Бог, и предусмотрел Он о них и о нас от начала творения всего мира. И до скончания века нет ничего, чего бы не усмотрел Он до самой малой вещи, но все он предусмотрел и устроил. Все в этом мире предусмотрел Он, и вот, [истребляется. ][19] Меня поставил он молиться за них и за грехи их — и заступником быть им — не по добродетели моей и не по немощи, но в меру милосердия Его и терпения Его. Говорю же тебе, Иисус: не по благочестию народа сего истребишь ты язычников; все тверди небесные Богом созданы и одобрены, и лишь под Его десницею они. Итак, творящие и совершающие заповеди Божий возрастают и по доброму пути продвигаются, а согрешающим и пренебрегающим, нет им добрых заповедей в том, что предсказано. И будут они покараны язычниками и преданы многим пыткам. Но не может быть того, чтобы совершенно уничтожил их Он и оставил (Втор.30:4). Ибо выйдет Бог, провидящий все вовеки, и тверд завет Его и клятва в том, что. ”

[1] Речь идет о переселении Иакова с сыновьями в Египет. Финикией назван Ханаан.

[2] Число “пять” вставлено издателями на основании Нав.14:10.

[3] Подразумеваются не реальные годы, а царствования, а именно правление 15 судей и трех царей единого Иудейского государства — Саула, Давида и Соломона.

[4] Речь идет о правителях Израильского (Северного) царства — от Иеровоама I до Осии.

[5] Речь идет о правителях Иудейского (Южного) царства.

[6] Вероятно, речь идет о пророке Данииле.

[7] Текст главы испорчен. Можно предположить, что в ней говорится о правителях из Хашмонайской династии (II—I вв. до н. э.).

[8] Речь идет о царе Ироде, который был не только не священником, но даже не евреем, а идумеянином.

[9] См. Иосиф Флавий. Иудейская война, I, 33, 8.

[10] Подразумевается карательная экспедиция в Иудею и Галилею римского полководца Вара (4 г. до н. э.). См. Иосиф Флавий. Иудейские древности, XVII, 10, 9 и сл.

[11] Текст главы очень сильно испорчен.

[12] Ср. 1 Мак.1:15; Иосиф Флавий. Иудейские древности, XII, 5, 1.

[13] Высказывалось много догадок относительно того, кто тут имеется в виду. Правдоподобной представляется гипотеза, что прототипом этого вымышленного персонажа является герой Второй и Четвертой (апокрифической) Книг Маккавейских книжник Елеазар, принявший мученическую смерть. — См. 2 Мак.6—7; 4 Мак.1. Если это верно, нужно предполагать, что настоящее имя должно писаться “Таксок”, т. к. суммы числовых значений букв в именах “Елеазар” и “Таксок” равны. Кроме того, во Второй Книге Маккавейской вслед за Елеазаром погибают от рук язычников семеро сыновей одной матери, а в нашем месте говорится о семерых сыновьях самого Таксо.

[14] Очевидно, речь идет об архангеле Михаиле. Ср. Дан.12:1, а также кумранскую «Войну сынов света против сынов тьмы» (17:6).

[15] Ср. Книги Сивилл VIII, 231-243; Откровение Петра, V.

[16] Возможно, имеются в виду 250 седмин (= 1750 лет).

[17] То есть от юга до севера.

[18] Рукописное чтение — “сто тысяч”. Исправление (DC вместо С) сделано на основании Исх.12:37; Чис.1:46.

Источник:

consensuspatrum.ru